Известный итальянский искусствовед и ведущий ТВ-шоу Витторио Згарби, которого называют «самым верным последователем» знаменитых исследователей и коллекционеров Роберто Лонги и Федерико Дзери, за последние трдцать лет приобрёл тысячи шедевров. Некоторые из них представлены на выставке «Лотто, Артемизия, Гверчино. Секретные комнаты Витторио Згарби» в живописном Палаццо Кампана в центре города Озимо.
Каждый искусствовед мечтает показать свою личную коллекцию произведений искусства. Обычно это небольшие собрания, поскольку историки бывают зажиточными, но редко — богатыми. Однако итальянец Витторио Згарби составил исключительное собрание предметов искусства.
Деталь работы Джованни Баттиста Салви (Giovanni Battista Salvi) из коллекции Згарби
О «жемчужинах коллекции» говорит само название выставки, и, например, ниже — работа Артемизии Джентилески из его коллекции. Художница «дружила с Галилеем, была знакома с Ван Дейком, Риберой и Софонисбой Агниссолой и стала первой женщиной, избранной в члены Флорентийской Академии искусства. О большой роли Артемизии в распространении караваджизма на севере Италии впервые заговорил историк искусства Роберто Лонги в 1916 году…» — ее история достойна отдельного рассказа.
Клеопатра
1630, 97×71 см
Личность коллекционера также более чем примечательна.
Итальянской публике Згарби известен по телешоу, в которых он комментирует актуальные события дня. В 1990-х он яростно нападал на итальянских судей во время предвыборного финансового скандала «Тангентополи». Это привело к падению многих партий и последующему взлёту Сильвио Берлускони, которого впоследствии самого осудили за уклонение от уплаты налогов. Згарби сменил пять политических партий и несколько раз избирался членом парламента. Он называет себя атеистом, однако отстаивает роль католицизма как основы итальянской культуры.
Слева: Витторио Згарби читает каталог выставки «Святой Франциск в искусстве. От Чимабуэ до Караваджо». Фото: Musei di Ascoli Piceno
Святой Иероним
XVII век
На самом деле Витторио Згарби — искусствовед, арт-критик и автор многих книг. Свои первые заработанные деньги он потратил на букинистические редкости, в частности, приобрёл первые издания всех наиболее важных трудов по истории искусства. Позже, начиная с 1983 года, он начал покупать шедевры — и продолжает делать это до сих пор.
Аллегория времени
XVII век, 110×86.5 см
Згарби впервые представляет в Италии свои любимые картины. По его словам, коллекция возникла из «оказий, встреч и сюрпризов», подпитывалась «любопытством, научными и прикладными исследованиями» и рассматривалась как «охота, игра и даже авантюра».
Фрагмент экспозиции «Лотто, Артемизия, Гверчино. Секретные комнаты Витторио Сгарби». Фото: lestanzesegretedivittoriosgarbi.com
Выставка посвящена недавно скончавшейся матери искусствоведа Рине Каваллини Згарби. Эта решительная и энергичная женщина (Витторио назвал её «болью в заднице» в плохо скрытой попытке заглушить боль от потери) сыграла не последнюю роль в формировании коллекции, делая покупки по телефону на международных аукционах.
Результат этой «семейной страсти» будет гостить в залах Палаццо Кампана до 30 октября.
По материалам italy24. ilsole24ore.com. Главная иллюстрация: Симоне Кантарини, «Аллегория живописи» (фрагмент)