Крупнейшая пассажирская железнодорожная компания Японии JR East поставила на рельсы то, что чиновники назвали «самым быстрым арт-экспериментом». Это передвижная художественная галерея в одном из сверхскоростных поездов синкансэн (их ещё называют «поезда-пули»). Состав Genbi Shinkansen пролетает по линии Дзёэцу-синкансэн между Токио и Ниигатой со скоростью свыше 200 км/ч. И теперь его пассажиры могут наслаждаться выставкой произведений шести современных японских художников из коллектива Paramodel и примкнувшего к ним Брайана Альфреда (Brian Alfred) из Нью-Йорка.
Вагон на линии Дзёэцу-синкансэн больше похож на художественную галерею, а не средство передвижения. Фото: jreast.co.jp
Каждый художник оформлял свой вагон поезда. Общей тематикой были ландшафт префектуры Ниигата, её культура, а также путешествия в широком смысле. Снаружи состав оформила фотограф Мика Нинагава (Mika Ninagawa), избравшая для этого снимки с ежегодного фестиваля фейерверков в городе Нагаока. Брайан Альфред создал анимированные серии ландшафтных изображений, которые он сделал во время путешествий, а фотограф Наоки Исикава (Naoki Ishikawa) демонстрирует снимки лагун в Ниигате.
Внешний вид поезда Genbi Shinkansen с фотографиями Мики Нинагавы. Фото: jreast.co.jp
Работы Брайана Альфреда в вагоне Genbi Shinkansen. Фото: Anson Smartto
Работы Наоки Исикавы в в вагоне Genbi Shinkansen. Фото: Anson Smartto
В общем, всё как в шутке: пассажиры сверхскоростных поездов жалуются, что пейзаж
за окнами пролетает слишком быстро, поэтому японские инженеры решают проблему передвижения ландшафта вместе с поездом.
«Поезд импрессионистов» компании SNCF во Франции. Фото: Olivier Thibaud
По любопытному совпадению, Национальная железнодорожная служба Франции SNCF недавно продемонстрировала плоды сотрудничества с Музеем Орсэ. Вагоны в двух поездах оклеили изнутри плёнкой с изображениями видов Версальского дворца, сцен из фильмов первой в мире кинокомпании Gaumont и картин импрессионистов. Среди последних, например, «Утро, солнце» Камиля Писсарро, «Голубые кувшинки» Клода Моне, «Бал в Мулен де ла Галетт» Пьера-Огюста Ренуара и другие.
Слева и ниже: интерьер вагона «Поезда импрессионистов». Все фото: Christophe Recoura
Это начинание должно, в частности, продемонстрировать связь между железными дорогами и изменениями в искусстве, а также отразить вдохновение, которое художники черпали в пейзажах.
Железнодорожные проекты японцев и французов вписываются в общемировую тенденцию: транспортники пытаются сделать рутинные поездки пассажиров более интересными и разнообразными. Так, компания МТА в Нью-Йорке заказывает художникам мозаики для станций метро; здесь же действует программа «Поэзия в движении» — на рекламном пространстве в автобусах и подземке отображаются стихотворения известных авторов. Стокгольмский метрополитен знаменит удивительным оформлением центральных станций — его называют «самой длинной художественной галереей в мире» (см. фото ниже).
Фото: visitstockholm.com
Фото: theculturemap.com
Фото: subartsf.org
В лондонском метро также есть программа «Искусство в подземке» — она подразумевает не только украшение станций, но также проведение концертов и выставок. В них уже участвовали такие художники и фотографы как британка Сара Лукас (Sarah Lucas), американцы Лоуренс Вайнер (Lawrence Weiner) и Тревор Паглен (Trevor Paglen), немец Вольфганг Тильманс (Wolfgang Tillmans) и другие.
По материалам hyperallergic.com. Главная иллюстрация — работы Харуки Кожин (Haruka Kojin) в вагоне борту Genbi Shinkansen (фото Anson Smartto)