Вслед за успехом вернисажей в Риме, Лондоне, Венеции и Лихтенштейне Центр искусств Комона во французском Экс-ан-Провансе отдаёт дань творчеству Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (1775 — 1851) — одного из самых значимых английских живописцев XIX века. Экспозиция «Тёрнер и цвет» собрала более 120 акварелей, гуашей и картин маслом из ведущих британских музеев и частных коллекций.
Алые башни
1834, 14.4×18.8 см
В экспозиции можно увидеть малоизвестные произведения, а также некоторые серии, впервые показанные вместе. Выставка продлится до 18 сентября.
Бонвиль, Савойя, вид на Монблан
1803, 91.5×122 см
Эта ретроспектива отличается от других тем, что делает акцент на самой сути работ Тёрнера — цвете. Произведения расположены в хронологическом порядке, по тематике и географии, что позволяет проследить эволюцию в палитре живописца. Именно с этой точки зрения посетители могут вновь открыть для себя жизнь и творчество этого великого художника.
Первые холсты и акварели показывают, как молодой самоучка исследовал творчество великих колористов прошлого — от Рембрандта до Пуссена и от Тициана до Клода Лоррена, — а затем совершенствовал уникальную личную технику благодаря наблюдениям за природными явлениями. Он делал их бесконечные хроматические вариации вживую, на открытом воздухе, чем заслужил славу «предтечи импрессионизма».
Алый закат
1840, 13.4×18.9 см
В одном из залов воссоздана атмосфера мастерской художника. Здесь показан научный и философский интерес Тёрнера к цвету, его авангардные эксперименты с пигментами и необычными методами работы. Эти экзерсисы вызывали как резкую критику со стороны одних его современников, так и безграничное восхищение величайших ценителей искусства того времени.
Крупный раздел выставки посвящён путешествиям художника по Европе. Здесь можно увидеть лиризм его золотых закатов, марины в оттенках синего цвета и замечательные пейзажи. Идеальными местами, которые привлекали Тёрнера, были Венеция с её переливающимися в водах отражениями, и Прованс с его тёплым светом и ярко голубым небом.
Путь на бал (Сан-Мартино)
1846, 61.6×92.4 см
Зрителей поражают работы этого потрясающего колориста и знатока визуальных и эмоциональных цветовых эффектов, о котором Клод Моне сказал: «он знает, как писать с открытыми глазами».
Свет и цвет (теория Гёте). Утро после потопа. Моисей пишет Книгу Бытия
1843, 78.7×78.7 см
Заключительная часть экспозиции посвящена проживанию Тёрнера в приморском городке Маргите, что в графстве Кент. Именно там он создал некоторые свои самые красивые живописные работы, а потому местная галерея Turner Contemporary будет принимать выставку «Тёрнер и цвет» с 8 октября 2016 года по 8 января 2017-го.
По материалам artdaily.com и caumont-centredart.com. Главная иллюстрация — Уильям Тёрнер, «Вид на Линкольнский собор со стороны Холмса» (1803)