В Москве появляется новое экспозиционное пространство: 28 мая в российской столице открылся частный Музей русского импрессионизма. Его владелец и создатель — российский предприниматель и меценат Борис Минц, коллекция картин которого составит постоянную экспозицию: Серов, Коровин, Кустодиев, Баранов-Россине, Поленов, Грабарь… Первая выставка музея — «Арнольд Лаховский. Очарованный странник».
Рассказываем о новом музее, коллекции, и первой выставке: к экспозиции «Арнольд Лаховский. Очарованный странник» была создана страница в соцсети Фейсбук, причем от имени… самого Арнольда Борисовича Лаховского. Ученик Куинджи и Репина покинул Россию после революции и подался в Париж, последние годы провел в Нью-Йорке.
Венеция
1913, 69×87.5 см
Подготовка с открытию Музея русского импрессионизма началась давно. Для этого здание бывшего мучного склада кондитерской фабрики «Большевик» реконструировало британское бюро John McAslan + Partners, для чего потребовались затраты в 20 миллионов долларов. А пока шла масштабная переделка, команда музея во главе с директором Юлией Петровой проводила просветительскую работу. Экспонаты коллекции представляли публике частями — в Москве, Венеции, Иваново, а отдельные работы выставляли в региональных библиотеках.
Валентин Серов, «Окно». 1887
Много вопросов связано с самим определением — русский импрессионизм
. Можно ли назвать импрессионистом Серова? А Налбандяна? Пименова? По этому поводу сам владелец коллекции, который собирает только произведения русской живописи, считает: через этот период творчества прошли очень многие русские художники. «У меня много работ, которые не свойственны художникам, поскольку прославились они совсем другим» — говорит Борис Минц в своем интервью. «…Кончаловский, Кандинский, Ларионов, Гончарова и многие авангардисты прошли через импрессионистический период в своей ранней творческой жизни. Да кого ни возьмите — у Баранова-Россине, который известен как автор первой кубистической скульптуры, которая сейчас выставлена в МoМА в Нью-Йорке в одном зале с Пикассо, есть импрессионистические работы. Их немного, но они очень сильные, и одна есть в моей коллекции.»
Владимир Баранов-Россине, «Дорожка в саду». 1907
«Нужно открывать новые грани. Музей должен быть площадкой, куда людям будет интересно приходить, и не один раз, а снова и снова, чтобы увидеть что-то интересное, необычное, новое — то, что Пушкинский, Русский, Эрмитаж, Третьяковка и прочие не покажут. Я не рассчитываю на миллионы, но если наш музей будут посещать триста тысяч человек в год, тысяча в день — цель будет достигнута.» Из интервью с Борисом Минцем.
Константин Коровин, «Гурзуф»
Николай Мещерин, «Июньская ночь». 1911
Образовательная и просветительская деятельность Музея русского импрессионизма весьма оригинальна. К первой из временных выставок «Арнольд Лаховский. Очарованный странник» (которые — помимо основной экспозиции — руководство музея планирует организовывать 3−4 раза в год) была создана страница в соцсети Фейсбук, причем от имени самого Арнольда Борисовича Лаховского!
Администрация ведет постоянную рубрику «100 фактов из жизни Арнольда Лаховского», в которой рассказывает об удивительной жизни этого прекрасного русского художника, чье творчество имело явное импрессионистическое направление.
Администрация ведет постоянную рубрику «100 фактов из жизни Арнольда Лаховского», в которой рассказывает об удивительной жизни этого прекрасного русского художника, чье творчество имело явное импрессионистическое направление.
Арнольд Лаховский «Деревня на берегу». 1910-е гг.
Как вам, к примеру, «Факт № 18: Голландки»?
Лето 1913 года Арнольд Лаховский проводит в маленькой голландской деревушке Волендам. Пять недель он напряженно работает — пишет местных жителей и пейзажи. Впервые в картине «Интерьер» (две голландки за шитьем) Лаховский использует эффект освещения, при котором солнечный свет льется из открытого окна, освещая все предметы в комнате и создавая особое, праздничное настроение. Этот прием художник будет оттачивать и в последующих своих работах.
На выставке представлены три портрета кисти Арнольда Лаховского из цикла «Голландки».
Ретроспектива работ Арнольда Лаховского в Москве проходит впервые. Год назад ее частично уже показывали на выставке в Самаре — мы писали об этом. Нынешняя экспозиция рассказывает обо всех периодах творчества художника, который до сих пор незаслуженно стоял в тени своих знаменитых современников.
Представлено более 50 работ из 12 музеев и нескольких частных собраний, в том числе картины из частных коллекций Европы и Америки, которые ранее выставлялись очень редко.
Арнольд Лаховский. «Весна. Черная речка».
Арнольд Борисович Лаховский родился 1880 году в Чернобыле Киевской губернии и с детства интересовался живописью. Закончил знаменитое Одесское художественное училище, где учился у Костанди и Ладыженского. Был учеником в мастерской Репина в Петербурге. С 1915 году Лаховский стновится членом общества им. А. И. Куинжи. После революции художник уехал в Париж, а в 1933 году перебрался в Нью-Йорк, где прошли последние пять лет его жизни.
Арнольд Лаховский. Автопортрет
. (Деталь). 1910е.
Еще один любопытный «Факт № 10»: Оборотная сторона «типов».
На этюде Арнольда Лаховского «Галицийские типы» изображено несколько ярких типажей — евреев, ждущих своей очереди в приемной. Каждый коротает время по-своему: кто-то увлечен разговором, кто-то сидит, уставившись в одну точку, кто-то читает. Рассматривать этих персонажей можно очень долго. Современники отзывались об этой картине: «произведение высокого художественного достоинства», написанное «импрессионистически свободно, жидкой, предельно разведенной краской», «каждая деталь зафиксирована точным мазком», «красочная гамма как-то особенно пленительная и необычна для русской живописи тех лет…"
А наши с вами современники-реставраторы обнаружили интересный факт. На обороте этюда был написан пейзаж , он был четко виден, но перечеркнут художником коричневой краской. Так Лаховский обозначил «рабочую» и «нерабочую» стороны холста. Специалисты изображение очистили и… оказалось, что по своим художественным характеристикам оно нисколько не уступает «Галицийским типам!
На этюде Арнольда Лаховского «Галицийские типы» изображено несколько ярких типажей — евреев, ждущих своей очереди в приемной. Каждый коротает время по-своему: кто-то увлечен разговором, кто-то сидит, уставившись в одну точку, кто-то читает. Рассматривать этих персонажей можно очень долго. Современники отзывались об этой картине: «произведение высокого художественного достоинства», написанное «импрессионистически свободно, жидкой, предельно разведенной краской», «каждая деталь зафиксирована точным мазком», «красочная гамма как-то особенно пленительная и необычна для русской живописи тех лет…"
А наши с вами современники-реставраторы обнаружили интересный факт. На обороте этюда был написан пейзаж , он был четко виден, но перечеркнут художником коричневой краской. Так Лаховский обозначил «рабочую» и «нерабочую» стороны холста. Специалисты изображение очистили и… оказалось, что по своим художественным характеристикам оно нисколько не уступает «Галицийским типам!
Работа Арнольда Лаховского «Галицийские типы»…
На выставке картина представлена в специальной раме, позволяющей рассмотреть работу Лаховского сразу с двух сторон.
… и обратная сторона, пейзаж
, признанный художником «ненужным».
Итак, в постоянной коллекции нового Музея русского импрессионизма пока что будет представлено 70 работ русских художников, написанных в последние полтора столетия. Борис Минц, прежде приобретавший работы для коллекции, консультируясь с галеристом Леонидом Шишкиным, теперь доверяет заботу о шедеврах его бывшей сотруднице, а ныне директору Музея Юлии Петровой.
Арнольд Лаховский «Набережная Quai Long в Брюгге» 1920-е — начало 1930-х гг.
Коллекция продолжает пополняться: как говорит сам Борис Минц, он ежегодно покупает 7−10 картин на несколько миллионов долларов. Из современных художников миллиардер любит работы Валерия Кошлякова, помимо этого коллекционирует графику — работы Бенуа, Добужинского, представителей Союза русских художников и «Мир искусства». Надеемся, публика рано или поздно сможет увидеть и графику — в рамках временной выставки.
Арнольд Лаховский «Карлов мост в Праге». 1920-е гг.
Открытие 28 мая - мероприятие особое: специально для Музея композитор Дмитрий Курляндский создал пять музыкальных историй, посвященных мотивам нескольких знаковых работ постоянной экспозиции. На первом этаже суперсовременного выставочного пространства разместили инсталляцию современного американского художника Жан-Кристофа Куэ, посвященную процессу создания картин: с помощью новейших технологий художник «расщепил» несколько музейных шедевров на мазки.
Среди гостей мероприятия — Владимир Спиваков, Михаил Жванецкий…
Среди гостей мероприятия — Владимир Спиваков, Михаил Жванецкий…
Берген. Лодки
XX век
Выставка «Арнольд Лаховский. Очарованный странник» открылась 28 мая и продолжит работу до 25 августа 2016 года.
Музей русского импрессионизма, Москва, Ленинградский проспект, 15
Титульная иллюстрация: Арнольд Лаховский, жанровая сцена «Одалиска» в стиле «Бецалель». По материалам страницы «Арнольд Лаховский» в соцсети Фейсбук.
Титульная иллюстрация: Арнольд Лаховский, жанровая сцена «Одалиска» в стиле «Бецалель». По материалам страницы «Арнольд Лаховский» в соцсети Фейсбук.