Музей истории искусств в Вене отмечает своё 125-летие и устраивает особую выставку «Праздник!» на тему торжеств и гуляний. Знаменитые «Жмурки» Гойи специально прибыли из Музея Прадо, и среди экспонатов из различных национальных и международных собраний — картины Франсиско Гойи, Питера Брейгеля, Питера Пауля Рубенса и других мастеров, плюс наряды дизайнера Александра Маккуина из Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Вакханалия: сон Силена
1610, 158×217 см
Выставка прослеживает преображение праздников в Европе с течением времени и отмечает аспекты европейских торжеств от Ренессанса до Французской революции — при королевских дворах и в деревнях, в больших и малых городах, а также в целом по странам.
Центром экспозиции будет куртуазный банкет с его помпой, включавший танцы и музыку. Предусмотрены и другие разделы, чьей тематикой будут уличные праздники, торжества по случаю коронации, свадьбы или рождения, а также карнавалы, церковные ярмарки и рыночные дни.
Иллюстрация выше: Иоганн Карл Ауэрбах, «Помолвка эрцгерцогини Марии Кристины и принца Альберта Саксонского в 1766 году» (1773)
Триумф Вакха
1536, 56×106.6 см
«Лицом» выставки станет картина «Жмурки» Франсиско Гойи из Музея Прадо. На полотне размером 41×44 см изображён хоровод из десяти кавалеров и дам, играющих на берегу реки (вероятнее всего, это река Мансанарес). Первоначально эта забава называлась «игра с черпаком» — из-за деревянной ложки, которую держал игрок с завязанными глазами. Она была широко распространена в тот период как среди простого народа, так и среди аристократов и часто становилась темой картин эпохи рококо
.
Жмурки (эскиз)
1788, 41×44 см
Эта работа — лишь эскиз к одному из картонов Гойи для серии гобеленов и изображением игр и беззаботного веселья. Они предназначались для спальни инфант — дочерей будущего короля Карла IV и его супруги Марии-Луизы Пармской — во дворце Эль-Пардо в Мадриде. Художник получил заказ на картоны в 1778 году. Однако тогда же умер монарх Карл III, и семья его наследника переехала в королевские дворцы Ла-Гранха, Аранхуэс и Эскориал. В результате серия не была закончена. В 1799 году «Жмурки» приобрела герцогская семья Осуна, а столетие спустя картина стала частью частной коллекции Педро Фернандеса Дюрана, который вместе с другими работами Гойи пожертвовал её Музею Прадо в 1931 году.
Карнавал в Риме
1650, 42.5×51.5 см
Ещё одним «хедлайнером» экспозиции «Праздник!» станет произведение нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего «Крестьянский танец» из коллекции Музея истории искусств. Эта не подписанная и не датированная панель стала добычей Наполеона Бонапарта и была вывезена в Париж в 1808 году, однако была возвращена в 1815-м.
Крестьянский танец
1568, 114×164 см
Предполагается, что картина была написана в тот же период, что и «Крестьянская свадьба», то есть около 1567 года. Размеры обеих работ совпадают, так что, возможно, они составляли пару или были частью серии, иллюстрирующей крестьянскую жизнь. Две эти панели — наиболее яркие примеры стиля позднего Брейгеля, для которого характерно изображение так называемых «итальянских» — то есть внушительных, бросающихся в глаза — фигур.
Считается, что «Крестьянский танец», как и «Крестьянская свадьба», носит моральную подоплёку, а не является лишь милым изображением крестьянской жизни. На панели можно распознать намеки на грехи человеческие — обжорство, вожделение и гнев. У человека, сидящего рядом с волынщиком (см. фрагмент выше слева), шапка украшена павлиньим пером — символом тщеславия и гордыни. Мужчины за столом явно вот-вот вступят в драку, позади них изображена целующаяся парочка, а на пороге трактира — ссорящиеся супруги. Поводом для гуляний стал церковный праздник, но танцоры повернулись спинами к церкви и совершенно не обращают внимания на образ Богородицы, висящий на дереве (фрагмент выше справа). Крупное изображение таверны намекает, что крестьяне занимают материальные, а не духовные вопросы.
Ночной банкет
1640, 62×114 см
Выставка «Праздник!» в Музее истории искусств в Вене пройдёт с 8 марта по 11 сентября.
По материалам официальных сайтов Музея истории искусств в Вене и Музея Прадо. Главная иллюстрация — фрагмент картины Давида Тенирса «Деревенская ярмарка» (ок. 1647)