28 апреля 2016 г. принято решение Верховного суда России о том, что картина Карла Брюллова «Христос во гробе» будет конфискована у граждан Германии Александра и Ирины Певзнер, которые привезли ее на экспертизу в Русский музей в 2002 году.
Немного об истории шедевра. Карл Брюллов написал «Христа во гробе» для домовой часовни графа Адлерберга, генерал-губернатора Финляндии. После убийства Александра II граф уехал в Германию, увезя с собой и картину. Спустя много лет, в 2002 году полотно приобрели в Германии коллекционер Александр Певзнер со своей супругой Ириной. Низкая цена была обусловлена отсутствием подписи художника. Как пояснил сам Александр Певзнер, «…я рискнул. Я так оформил договор, что он вступал в силу только в случае, если авторство Брюллова признает Государственный русский музей. Другие этого не сделали».
По мнению отвечавшего за арестованный шедевр хранителя живописи XIX века Григория Голдовского (на фото), Русскому музею необходимо добиваться приобретения картины у владельца (согласно решению суда, ее стоимость — не менее 9,4 млн. руб., данные на лето 2014 года).
Картина является так называемым «транспарантом» — она написана на тонком холсте для рассмотрения на просвет, с подсветкой сзади. Полотно написано очень тонким слоем краски и не может быть исследовано с помощью рентгена. Поскольку картин Брюллова на Западе мало, надежную атрибуцию мог предоставить только Русский музей, в коллекции которого хранится около 100 полотен Карла Брюллова.
После ввоза картины российская ФСБ предъявила Певзнеру обвинение в контрабанде ценностей на основании недостоверного декларирования. Дело заглохло на 8 лет, а картина хранилась в Русском музее. Певзнер, который за это время провел 30 судов, уверен: властям нужен был не он, а картина. В конце 2013 года Выборгский городской суд закрыл дело в отношении Александра Певзнера за истечением сроков. Картину было решено конфисковать как орудие преступления — несмотря на то, что само преступление не было доказано.
Два года спустя — в 2015 году, — после обжалований решение было принято в пользу Певзнера, однако разрешение на вывоз картины так и не дали. И вот сейчас суд опять принял решение о конфискации картины. По словам коллекционера, он собирается подавать иски в Европейский суд по правам человека с жалобой на нарушение прав собственности и в Конституционный суд РФ. К слову, вопрос атрибуции так и не прояснился окончательно. Но судя по тому, как отчаянно Русский музей бьется за «Христа во гробе», транспарант с большой долей вероятности принадлежит кисти Карла Брюллова.
Подготовлено по материалам svoboda.mobi