войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

На выставке «Поздний Машков» три «портрета в пейзаже» собраны вместе впервые за 85 лет

Проект «Поздний Машков. Живопись из российских музеев и частных собраний», приуроченный к 135-летию со дня рождения художника открылся в выставочном пространстве Фонда IN ARTIBUS. Вернисаж сулит открытия, ведь представленный период творчества мастера — с начала 20-х по 1944 год, — это уже не всем известный авангардизм периода «Бубнового валета»…
На выставке «Поздний Машков» три «портрета в пейзаже» собраны вместе впервые за 85 лет
Прекрасно скомпонованная классика, насыщенная цветом и светом — таков Машков в поздние годы. Настоящее открытие выставки — картина «Девушка с подсолнухами», предоставленная московским частным коллекционером. Это один из трех программных «портретов в пейзаже», созданных в 1930 году, когда Илья Машков, не пожелавший участвовать в столичной борьбе за место под солнцем, объявил, что хочет «стать на 100% к производству, то есть к мольберту» и удалился работать на малую родину, в станицу Михайловская.

Впервые за 85 лет зритель увидит все три работы этого цикла: «Девушка с подсолнухами», «Колхозница с тыквами» и «Девушка на табачной плантации». Две последние — из собрания Волгоградского художественного музея им. И.И. Машкова.
«Все портреты, которые он писал в станице Михайловской, — это были его родственники и известные красные партизаны, колхозники. Фотографию модели „Девушки с подсолнухами“ мы нашли в архиве волгоградского музея. Это Зоя Андреева — двоюродная племянница Ильи Машкова», — говорит куратор выставки Елена Руденко.

Выставка уникальна еще и тем, что сегодня возможности познакомиться с поздним периодом Машкова не предоставляет ни одна из постоянных музейных экспозиций. Основная часть представленных картин — классические «музейные» натюрморты (1920−30-е) и камерные работы последнего, «абрамцевского периода» (1930−40-е); всего — около сорока работ Ильи Ивановича Машкова из частных собраний и государственных музеев: Пермской и Вологодской художественных галерей, Калужского и Брянского художественных музеев.
В 2013 году работа «Купальщицы» Машкова была продана на аукционе русского искусства Christie`s за 6,7 миллионов долларов.
Ядро выставки — 10 полотен из собрания Волгоградского художественного музея им. И.И. Машкова. На фот

Ядро выставки — 10 полотен из собрания Волгоградского художественного музея им. И.И. Машкова. На фото — осмотр и упаковка произведений из собрания ВМИИ перед отправкой на выставку «Поздний Машков. Живопись из российских музеев и частных собраний».

Фото со страницы Фонда IN ARTIBUS на ФБ.

Предмет и форма, цвет и свет привлекали Машкова и во времена «Бубнового валета». Однако в поздний период это уже не влияние его любимого Сезанна — как, например, в «Натюрморте с веером». Ученик Коровина и Серова, Илья Машков переосмысливает свою технику, и демонстрирует новые грани своего мастерства, изображая натуру в классической манере.
Любопытно, что примерно в это время, в 1922 году, художник в третий раз женится — на художнице Марии


Любопытно, что примерно в это время, в 1922 году, художник в третий раз женится — на художнице Марии Ивановне Даниловой. Впоследствии некоторые картины они создадут вместе — как, например, «Натюрморт на синем фоне». Неужели женитьба настолько изменила взгляд художника на собственное творчество? Как знать…

Портрет жены художника Марии Ивановны Машковой (1923) также представлен на выставке.
Фото из блога Татьяны Пелипейко

Говорят, что картина «Привет XVII съезду ВКП (б)» никогда не выставлялась при жизни Ильи Ивановича. Еще бы: Сталин с вишенками в окружении классиков марксизма-ленинизма — весьма ироничное отношение к советской власти!
С 1906 году Машков работал в мастерской, которую построил и оборудовал по собственному проекту в здании московского Политехнического общества, в Малом Харитоньевском переулке. Такой ее запомнил художник Павел Соколов-Скаля: «…Студия была очень высокая — более 7 метров высоты, площадью более 100 кв. метров… Одну стену занимало громадное окно — холодный северный свет лился на скульптуры и предметы натюрмортов, пахло какой-то особой, ни с чем не сравнимой прелестью мастерской художника». В этих грандиозных пространствах Илья Машков создавал свои грандиозные панно для банкетного зала гостиницы «Москва» (1937−1938гг).
На выставке «Поздний Машков» три «портрета в пейзаже» собраны вместе впервые за 85 лет
Фото со страницы Фонда IN ARTIBUS на фейсбуке
В настоящее время эти гигантские работы (высота оригинальных панно — 4 метра) недоступны публике: переданные в Государственный музей архитектуры, они нуждаются в реставрации и подходящих экспозиционных площадях. Тем не менее, на выставке этот «неведомый шедевр» присутствует, пусть и уменьшенном виде. Восемь эскизов к ансамблю гостиницы «Москва» из частной коллекции радуют зрителей: «Московский метрополитен», «Черноморское побережье», «Арктика»,"Канал Москва-Волга".
Фото из блога Татьяны Пелипейко
Рекомендуемые работы
Эдуард Иосифович Базилянский. Тёплый вечер
Тёплый вечер
1993, 50×70 см
$2 156
Оригинал
Гоголаури Звиад. Хевсурийская женщина
  • Реклама
Хевсурийская женщина
60×40 см
$3 950
Оригинал
Наталия Припутникова. Олень
  • Реклама
Олень
2024, 60×50×2 см
$250
Оригинал
Наталия Припутникова. Осьминог
  • Реклама
Осьминог
2021, 70×50 см
$250
Оригинал
Григор Багдасарян. Слёзы солнца
  • Реклама
Слёзы солнца
2024, 74×104 см
Поздний Машков — это обращение от радикального модернизма к классике, европейской живописи. Уникальная выставка работ родоначальника русской колористической традиции — настоящий подарок поклонникам его творчества.

Выставка «Поздний Машков. Живопись из российских музеев и частных собраний» работает до 3 июля 2016 года. Вход на выставку свободный.

Титульная иллюстрация: Илья Машков, «Девушка с подсолнухами. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Зои Андреевой». 1930. При подготовке материала использованы материалы пресс-релиза Фонда IN ARTIBUS и публикации Фонда на его странице в Фейсбуке.