Проект «Поздний Машков. Живопись из российских музеев и частных собраний», приуроченный к 135-летию со дня рождения художника открылся в выставочном пространстве Фонда IN ARTIBUS. Вернисаж сулит открытия, ведь представленный период творчества мастера — с начала 20-х по 1944 год, — это уже не всем известный авангардизм периода «Бубнового валета»…
Колхозница с тыквами
1930, 120×97 см
Прекрасно скомпонованная классика, насыщенная цветом и светом — таков Машков в поздние годы. Настоящее открытие выставки — картина «Девушка с подсолнухами», предоставленная московским частным коллекционером. Это один из трех программных «портретов в пейзаже», созданных в 1930 году, когда Илья Машков, не пожелавший участвовать в столичной борьбе за место под солнцем, объявил, что хочет «стать на 100% к производству, то есть к мольберту» и удалился работать на малую родину, в станицу Михайловская.
Впервые за 85 лет зритель увидит все три работы этого цикла: «Девушка с подсолнухами», «Колхозница с тыквами» и «Девушка на табачной плантации». Две последние — из собрания Волгоградского художественного музея им. И.И. Машкова.
Впервые за 85 лет зритель увидит все три работы этого цикла: «Девушка с подсолнухами», «Колхозница с тыквами» и «Девушка на табачной плантации». Две последние — из собрания Волгоградского художественного музея им. И.И. Машкова.
Фото из блога Татьяны Пелипейко
«Все портреты, которые он писал в станице Михайловской, — это были его родственники и известные красные партизаны, колхозники. Фотографию модели „Девушки с подсолнухами“ мы нашли в архиве волгоградского музея. Это Зоя Андреева — двоюродная племянница Ильи Машкова», — говорит куратор выставки Елена Руденко.
Выставка уникальна еще и тем, что сегодня возможности познакомиться с поздним периодом Машкова не предоставляет ни одна из постоянных музейных экспозиций. Основная часть представленных картин — классические «музейные» натюрморты (1920−30-е) и камерные работы последнего, «абрамцевского периода» (1930−40-е); всего — около сорока работ Ильи Ивановича Машкова из частных собраний и государственных музеев: Пермской и Вологодской художественных галерей, Калужского и Брянского художественных музеев.
В 2013 году работа «Купальщицы» Машкова была продана на аукционе русского искусства Christie`s за 6,7 миллионов долларов.
Гурзуф. Женский пляж
1925
Ядро выставки — 10 полотен из собрания Волгоградского художественного музея им. И.И. Машкова. На фото — осмотр и упаковка произведений из собрания ВМИИ перед отправкой на выставку «Поздний Машков. Живопись из российских музеев и частных собраний».
Фото со страницы Фонда IN ARTIBUS на ФБ.
Предмет и форма, цвет и свет привлекали Машкова и во времена «Бубнового валета». Однако в поздний период это уже не влияние его любимого Сезанна — как, например, в «Натюрморте с веером». Ученик Коровина и Серова, Илья Машков переосмысливает свою технику, и демонстрирует новые грани своего мастерства, изображая натуру в классической манере.
Снедь московская. Хлебы
1924, 145×129 см
Любопытно, что примерно в это время, в 1922 году, художник в третий раз женится — на художнице Марии Ивановне Даниловой. Впоследствии некоторые картины они создадут вместе — как, например, «Натюрморт на синем фоне». Неужели женитьба настолько изменила взгляд художника на собственное творчество? Как знать…
Портрет жены художника Марии Ивановны Машковой (1923) также представлен на выставке.
Фото из блога Татьяны Пелипейко
Виноград со статуэткой
1940-е
Говорят, что картина «Привет XVII съезду ВКП (б)» никогда не выставлялась при жизни Ильи Ивановича. Еще бы: Сталин с вишенками в окружении классиков марксизма-ленинизма — весьма ироничное отношение к советской власти!
Привет XVII съезду ВКП(б)
1934, 100 см
С 1906 году Машков работал в мастерской, которую построил и оборудовал по собственному проекту в здании московского Политехнического общества, в Малом Харитоньевском переулке. Такой ее запомнил художник Павел Соколов-Скаля: «…Студия была очень высокая — более 7 метров высоты, площадью более 100 кв. метров… Одну стену занимало громадное окно — холодный северный свет лился на скульптуры и предметы натюрмортов, пахло какой-то особой, ни с чем не сравнимой прелестью мастерской художника». В этих грандиозных пространствах Илья Машков создавал свои грандиозные панно для банкетного зала гостиницы «Москва» (1937−1938гг).
Фото со страницы Фонда IN ARTIBUS на фейсбуке
В настоящее время эти гигантские работы (высота оригинальных панно — 4 метра) недоступны публике: переданные в Государственный музей архитектуры, они нуждаются в реставрации и подходящих экспозиционных площадях. Тем не менее, на выставке этот «неведомый шедевр» присутствует, пусть и уменьшенном виде. Восемь эскизов к ансамблю гостиницы «Москва» из частной коллекции радуют зрителей: «Московский метрополитен», «Черноморское побережье», «Арктика»,"Канал Москва-Волга".
Фото из блога Татьяны Пелипейко
Поздний Машков — это обращение от радикального модернизма к классике, европейской живописи. Уникальная выставка работ родоначальника русской колористической традиции — настоящий подарок поклонникам его творчества.
Выставка «Поздний Машков. Живопись из российских музеев и частных собраний» работает до 3 июля 2016 года. Вход на выставку свободный.
Выставка «Поздний Машков. Живопись из российских музеев и частных собраний» работает до 3 июля 2016 года. Вход на выставку свободный.
Титульная иллюстрация: Илья Машков, «Девушка с подсолнухами. Портрет
Зои Андреевой». 1930. При подготовке материала использованы материалы пресс-релиза Фонда IN ARTIBUS и публикации Фонда на его странице в Фейсбуке.