В одесском Музее западного и восточного искусства открылась выставка работ знаменитого датского карикатуриста. «Характеры и юмор Херлуфа Бидструпа» всегда актуальны, — в этом стоит убедиться. Смех в зале и хорошее настроение гарантированы!
«"Как и все детские рисунки, мои домики, люди, деревья, лошади невольно вызывали улыбки. Помню, как я обиделся на своего дядю, который расхохотался, просматривая мои творения, а ведь я трудился над ними наверно не менее старательно, чем маститый художник над созданием образа святой мадонны!»
«…Мне было тогда лет пять, и я долго размышлял над тем, почему мои рисунки воспринимаются другими совсем не так, как мне бы хотелось…»
«Постепенно я стал понимать, что именно производило комичное впечатление, и часто, уже вполне сознательно, рисовал так, чтобы вызвать смех у зрителей. Вскоре я с удовлетворением убедился в том, что смех — мой союзник»
Херлуф Бидструп (10 сентября 1912, Берлин — 26 декабря 1988, Аллерёд, Дания) известный датский художник, автор, как указывают на сайте выставки, свыше 5 тысяч рисунков. Более всего работы этого блестящего рисовальщика прославились в свое время на просторах СССР: пламенная вера в идеалы социализма и коммунизма художника — антифашиста пришлась по нраву властям. Его всегда принимали с восторгом и почетом, устраивали выставки в крупнейших музеях страны, а Бидструп в ответ охотно дарил свои рисунки. Те потом «распределились» по музеям, и, таким образом, Одесский музей стал обладателем солидной коллекции графики мастера.
Несколько сотен рисунков — есть из чего составить эффектную экспозицию! Предпочтение было отдано не жесткой сатире и политическим сюжетам, а более легковесным и забавным сценкам: весна все-таки…
Несколько сотен рисунков — есть из чего составить эффектную экспозицию! Предпочтение было отдано не жесткой сатире и политическим сюжетам, а более легковесным и забавным сценкам: весна все-таки…
Книги Бидстурпа издавали миллионными тиражами, его рисунки печатали в «Крокодиле», и даже учебники английского иллюстрировали его комиксами — карикатурами. Имя Бидструпа стало нарицательным — в хорошем смысле, — и многие и нас в детстве засматривали до дыр книжки с «веселыми картинками» из родительского шкафа.
Читаем в «Понедельнике начинается в субботу» Стругацких: «…Рисовал он превосходно, в стиле Бидструпа, и славился среди местных домовых рассудительностью и трезвым поведением».
Читаем в «Понедельнике начинается в субботу» Стругацких: «…Рисовал он превосходно, в стиле Бидструпа, и славился среди местных домовых рассудительностью и трезвым поведением».
Рисунки Бидстурпа интересно разглядывать не только из-за сюжетов, которые постепенно выстраиваются от картинки к картинке вплоть до комичного финала, но и из-за того, что на оригинальных работах отлично видна карандашная наметка. Получается, что он наносил фигуры и штрихи, а рисовал «чуть рядом», не обязательно повторяя каждую линию абсолютно точно. Импровизации всегда есть место! Над некоторыми элементами или деталями художник мог работать более тщательно: не давалась собачка в прыжке, или же хотелось яснее выразить какую-то эмоцию, жест…
«Карикатура означает преувеличение, чаще всего она понимается как искажение. Я, однако, никогда не искажал действительность, но часто пользуюсь карикатурой как способом преувеличения. Она должна создать у зрителя такое же сильное впечатление, какое изображенный произвел на рисующего…»
«…Острота восприятия рисунка, сделанного черным штрихом на гладком листе белой бумаги, да еще в значительно уменьшенном виде, естественно, слабее впечатления от действительности, значит — потерянное должно быть восполнено другим способом.»
«В Королевской Академии художеств, куда мне посчастливилось поступить, я четыре года подряд бился над проблемами живописи, а по вечерам рисовал углем натурщиков. Эти живые модели мало походили на живых существ. Мне трудно было сохранять интерес к человеку, который изо дня в день часами, а иногда и месяцами стоял не двигаясь, как мумия. Поэтому в свободное время я рисовал людей в движении…»
«…В моем кармане всегда был небольшой блокнот, и я заполнял его всем, что попадалось на глаза в течение дня, делал зарисовки людей на улице, в трамвае, и т. д. »
«В тот период в Дании появились ретивые поборники абстрактного искусства. Правда, их было не много. Несколько моих товарищей стали пионерами абстракционизма в нашей стране. Они ушли из тормозившей их «революционный» порыв Академии, намереваясь подорвать буржуазную культуру «новым искусством»… С вершины своей башни из слоновой кости абстракционисты
насмехаются над буржуазией, которая теперь уже не негодует, а, наоборот, рассматривает их творения с почтительным признанием. Ведь эта живопись не представляет никакой угрозы для капиталистического общества, наоборот, на ней даже можно подзаработать."
«Часто картины молодых художников скупаются по дешевке — такое имущество не облагается налогом, — а если в дальнейшем художник, станет знаменитостью, то на его произведениях можно нажить капитал. Когда буржуа стали покупать картины абстракционистов, они готовы были признать искусством что угодно. Любая мазня принимается буржуазной критикой с восторгом, о ней судят с профессиональной серьезностью.»
«Часто картины молодых художников скупаются по дешевке — такое имущество не облагается налогом, — а если в дальнейшем художник, станет знаменитостью, то на его произведениях можно нажить капитал. Когда буржуа стали покупать картины абстракционистов, они готовы были признать искусством что угодно. Любая мазня принимается буржуазной критикой с восторгом, о ней судят с профессиональной серьезностью.»
«Я совсем не намереваюсь утверждать, что эксперименты вредны. Они полезны не только для отдельного художника, ищущего таким путем форму, наилучшим образом выражающую его мысль. Эксперимент может также привести к обновлению старых, банальных способов изображения, становящихся однообразными и поэтому теряющих силу воздействия. Однако самое главное, насколько ясно выражена идея произведения, мысль художника.»
«Свои юмористические серии я строю всегда так, чтобы их можно было „читать“ слева направо, как читают газеты. В ходе этого рассказа без слов я стараюсь изобразить действующих лиц таким образом, чтобы они предстали перед зрителем, как в кадрах кинопленки. Из рисунка в рисунок я передаю движение фигурок. Это оживляет их.»
«Контрасты — несовместимые противоречия и разные темпераменты — всегда представляют собой хорошую основу для юмора. Эти контрасты жизни могут вызвать искры, способные даже разжечь войну. Юморист тоже высекает искры из контрастов, чем вызывает улыбку, может быть смех, но ни в коем случае не слезы и не грохот пушек.»
«Вообще я никогда не мог понять, почему вызывать смех считается занятием более низменным, чем вызывать слезы. На мой взгляд, как смех, так и слезы дают выход чувствам человека, и в основе смеха могут лежать такие же глубокие проблемы, как и в основе слез.»
«Темы для моих юмористических рисунков я чаще всего черпаю из повседневной жизни. Мои дети, так же как и воспоминания моего собственного детства и моих тогдашних представлений, естественно, дали повод для создания многих серий детских рисунков. Со временем не осталось, пожалуй, такой темы, которой я бы не касался, хотя отсутствие текста несколько ограничивает выбор. Зачастую сюжетом для моей сатиры были высокомерие, тщеславие, неблагодарность, любопытство и т. п. »
На открытии вернисажа демонстрировали мультфильм «Скамейка»: персонажи Бидструпа и музыка The Beatles - «Can't buy me love», любовь не купишь! Зато жизненные сюжеты датского карикатуриста подкупают: они актуальны во все времена. Ну, а если образы «маленьких человечков» Бидструпа и кажутся порой несколько старомодными, то стоит вспомнить, что нынче в моде — снова брюки клеш!
Вернисаж продлится до 2 мая 2016 г. Цитаты художника приведены по книге «Сатира и юмор Херлуфа Бидструпа», изд. «Искусство», Москва, 1962 г. Фото — автора репортажа.