Эпохальным событием считают выставку всего одной картины в музее Гетти в Лос-Анджелесе — но ведь и сама картина эпохальна! После почти двухлетней реставрации огромная и знаменитая «Фреска» Джексона Поллока до 1 июня выставлена в американском музее вместе с массой материалов по ее исследованию. Нашли ли реставраторы зашифрованную подпись автора на полотне? Смотрите сами!
Полотно считается знаковой работой для Поллока, ибо до того он не писал огромных картин. Но Пегги заказала фреску для стены дома своего, а сюрреалист Марсель Дюшан посоветовал выполнить ее не на штукатурке, а на холсте. Джексон Поллок чуть было не отложил заказ «на полку» — он несколько месяцев провел, созерцая и обдумывая чистый холст, и уже было отчаялся. Он «постепенно впадал в настоящую депрессию», по словам жены Ли Краснер, однако вырулил из нее всего за одну ночь: творца посетило вдохновение, и он менее чем за сутки создал работу, позже признанную шедевром. Ну и перестал бояться больших холстов — они-то и стали его мега-«визитной карточкой».
Кстати, подробности о жизни, «Фреске» и творчестве художника — фильм «Поллок» Эда Харриса 2000 г., где он и сыграл и главную роль.
Фреска
1943, 247×605 см
…В 2010 году в Айове случилось большое наводнение. Власти выступали за продажу картины, застрахованной на 140 млн долларов. Однако музей университета Айовы, где хранилась работа — подарок Пегги Гуггенхайм 1951 г., — сказал «нет». Но влажность, видимо — «да», ибо полотно стало провисать в центре. И в 2012 году его отправили на мероприятия по консервации и реставрации в Институт Сохранения предметов искусства Гетти (GCI), которые заняли 2 года. Снятие лака, рентгенограммы, ИК-лучи, чистки-раскопки — исследования были самые серьезные.
Еще и историк искусства Генри Адамс (Henry Adams) в 2009 г. подлил масла в огонь интереса к картине. Он предположил, что на картине есть большая подпись автора, зашифрованная среди завитков.
«Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже» — Джексон Поллок.
Ну, а теперь на выставке — все подробности находок и открытий реставраторов. Кстати, большие фото, запечатлевшие и Поллока на фоне картины, и Пегги Гуггенхайм, и реставраторов за работой — очень интересны! И даже неискушенному зрителю очевидно, что полотно стало ярче.
Конечно, на выставке в музее Гетти (J. Paul Getty Museum) — не только одна картина Поллока. Пусть даже признанной самой влиятельной в послевоенном американском искусстве. В ее «свите» — работы других творцов абстрактного экспрессионизма. Что касается подписи… наверняка она на этой «Фреске» все-таки есть! Если вглядеться, на картине Поллока среди линий-завитков-точек можно и родную маму узнать.