Теплое время года в музее Прадо ознаменовано серьезными выставками классической живописи: подборка работ Рубенса и воссоединение меленского диптиха Жана Фуке. Все это — в Испании (Мадрид), на родине отчаянной храбрости и всепоглощающей страсти.
Рубенс, «Триумф Евхаристии» (1630), Лондонская национальная галерея.
С 25 марта Прадо презентует подборку работ Рубенса (Peter Paul Rubens) «Торжество Евхаристии». Кроме очевидной важности картин Рубенса для Музея Прадо, выставка связана с музейным реставрационным проектом. Фокус выставки — шесть панелей «Торжества Евхаристии» Рубенса, которые были переданы художником Кларе Еугении в 1625 году, чтобы послушники мадридского монастыря Дескальзас Реалес изготовили по ним гобелены. Собственно, вместе с этими гобеленами, которые сейчас принадлежат музею Национального Наследия, панели и будут выставлены.
Тщательная реставрация этих шести панелей началась в 2011 году, благодаря поддержке Фундации Ибедрола, члену реставрационной программы музея. Реставраторы удалили более поздние «культурные слои» краски, начиная с XVIII в, с каждой панели. Эти дополнения не только мешали корректно воспринимать детали, собственно, рубенсовской работы, но также повредили оригинальную деревянную основу. Детально о реставрации можно узнать на выставке, а также, если вы специалист, пройти курс реставрации деревянных основ от профессионалов из лучших музеев Европы и США при поддержке Фонда Гетти.
Выставка Рубенса и курсы реставрации продлятся до 29 июня, после чего все это великолепие отправится в Лос-Анджелес, чтобы быть выставленным в Музее Гетти с 14 октября по 4 января 2015 года.
Диптих с Мадонной Фуке: снова вместе!
Еще одно уникальное событие в Прадо: в музей привезли по частям и собрали воедино знаменитый меленский диптих Жана Фуке (Jean Fouqet). До XVIII столетия он находился в соборе Нотр-Дам в Мелене, пока его не разделили на две части. Эксперты давно догадывались, что это две части целого произведения, но до недавнего времени доказательств не было. Ситуацию исправили технологии современной экспертизы, которые показали: картины написаны на досках, которые являются частями одного и того же дерева — дуба, срубленного около 1446 года. Разделен же диптих был в 1775 году, когда реставрировали Нотр Дам, и для этого банально не хватало средств: тогда, вопреки завещанию заказчика полотна Этьена Шевалье, картину разделили на две части и по отдельности продали.
Левая панель теперь хранится в Берлинской картинной галерее. На ней изображен коленопреклоненный Шевалье (который вообще-то служил королевским казначеем) в обществе своего покровителя — святого Стефана. Правая же панель находится в Королевском музее изящных искусств (Антверпен) и весьма неожиданным образом изображает Святую Деву в контексте французской живописи времен Фуке.
Вообще-то объединить панели по смыслу в одно произведение — та еще задачка для ума, если вы не специалист. Но, как минимум, для начала можно обратить внимание, например, на такую деталь: младенец указывает пальцем влево — на левую панель, в то время как взгляды и жесты изображенных на левой створке обращены к фигурам на правой.
Левая панель теперь хранится в Берлинской картинной галерее. На ней изображен коленопреклоненный Шевалье (который вообще-то служил королевским казначеем) в обществе своего покровителя — святого Стефана. Правая же панель находится в Королевском музее изящных искусств (Антверпен) и весьма неожиданным образом изображает Святую Деву в контексте французской живописи времен Фуке.
Вообще-то объединить панели по смыслу в одно произведение — та еще задачка для ума, если вы не специалист. Но, как минимум, для начала можно обратить внимание, например, на такую деталь: младенец указывает пальцем влево — на левую панель, в то время как взгляды и жесты изображенных на левой створке обращены к фигурам на правой.
Принято считать, что прототипом изображенной дамы послужила любовница французского короля Карла VII — Аньес Сорель — кстати, первая официальная любовница короля, которая потом еще и с королевой так подружилась, что стала ее фрейлиной. Прекраснейшая из женщин (по однозначному утверждению современников, включая папу Пия II), она родила королю троих детей и умерла при родах четвертого. Возможно, в память о ней была заказана эта картина.
Кстати, если вы все еще недоумеваете о несколько странном виде богоматери на картине, — дело в том, что мадам Сорель в свои лучшие годы была законодательницей придворной моды. И одной из ее находок была именно эта деталь: облегающие платья с низким декольте, обнажавшим одну грудь.
Кстати, если вы все еще недоумеваете о несколько странном виде богоматери на картине, — дело в том, что мадам Сорель в свои лучшие годы была законодательницей придворной моды. И одной из ее находок была именно эта деталь: облегающие платья с низким декольте, обнажавшим одну грудь.
«Мадонна и младенец» — нетривиальная работа: монохромные красные и синие ангелы (довольно зловещие), обнаженная грудь «пречистой»… Манера изображения наследует северо-европейскую живописную традицию, а также указывает на близкое знакомство Фуке с фламандской живописью и итальянским Кваттроченто (XV век). Ян ван Эйк (Jan van Eyck) приходит на ум сам собой при взгляде на картину — впрочем, так же, как и Паоло Уччелло (Paolo Uccello) и Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) с их интересом к чистым формам.
Словом, в Прадо жизнь идет полным ходом, и ценители классики стекаются в Мадрид со всего мира. От того, что можно там увидеть, веет вечностью, которая в соединении с весенней погодой оказывает любопытный эффект: XV век кажется понятным и современным, но при этом глубоким и романтичным. А так ведь можно и влюбиться!
Словом, в Прадо жизнь идет полным ходом, и ценители классики стекаются в Мадрид со всего мира. От того, что можно там увидеть, веет вечностью, которая в соединении с весенней погодой оказывает любопытный эффект: XV век кажется понятным и современным, но при этом глубоким и романтичным. А так ведь можно и влюбиться!