войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Обреченный на успех: Christie's соблазняет коллекционеров 17-м номером Ротко

«Кристис» обещает многомиллионную сенсацию: на аукцион послевоенного и современного искусства выставлена картина «№ 17» Марка Ротко, оцененная в 30−40 миллионов долларов. Впрочем, самого художника едва ли порадовала бы такая новость. Разбираемся, почему так, заодно пытаемся осмыслить нынешние цены работ мастера.
Обреченный на успех: Christie's соблазняет коллекционеров 17-м номером Ротко
Свой знаменитый стиль «цветового поля», к которому относится и «№ 17», Марк Ротко разработал в конце 1940-х годов. Критики относят его к абстрактному экспрессионизму, однако сам Ротко отказывался называть себя абстракционистом. «Я не интересуюсь взаимоотношениями цвета, формы или чего-либо еще… Меня интересует только передача основных человеческих эмоций — трагедии, экстаза, рока и так далее», — заявлял художник, утверждая, что средства передачи таких эмоций в абстракционизме ошибочно принимаются за саму цель творчества.
Картина «№ 17» написана в 1957 году, на вершине важного этапа творчества Ротко. Созданные в это деся
Картина «№ 17» написана в 1957 году, на вершине важного этапа творчества Ротко. Созданные в это десятилетие работы поражают внутренним свечением, словно исходящим из глубины цветовых полей. Для достижения этого эффекта Ротко наносил тончайшие, просвечивающие слои краски один поверх другого, сочетая множество переходящих друг в друга оттенков одного цвета (при этом настаивая, что зрители, придающие значение цветам, а не заключенным в них эмоциям, «не понимают сути»).
На колористику его работ в этот период оказали большое влияние Рембрандт и Анри Матисс. Одновременно полотна Ротко увеличиваются в размерах: к примеру, 8 лет назад на аукционе «Кристис» была продана картина «№ 15» высотой 233,3 см и шириной 203,2 см; немногим уступает ей нынешняя сенсация «№ 17» — 232,5×176,5 см.
«Писать маленькую картину — значит поместить себя вне своего опыта, смотреть на него словно через диапроектор или уменьшающую линзу. Если же вы пишете большую картину, вы сами находитесь в ней."
Марк Ротко, 1951 г.
Марк Ротко, «№ 15». 1952 г.
Марк Ротко, «№ 15». 1952 г.
За творческим успехом последовал и коммерческий: картины Ротко стремительно росли в цене. Сам художник, однако, придирчиво относился к покупателям: ему было важно, чтобы они разделяли перед его картинами «те же религиозные переживания, которые он испытывал, когда писал их»; тем же, кто не проходил проверку, полотна не продавались ни за какие деньги. Несладко приходилось и организаторам выставок: Ротко скрупулезно диктовал им, на какой высоте вешать картины, и каким должно быть освещение в залах. Благодаря (или вопреки?) этому выставки проходили успешно. Так, в 1961 году полотна Ротко впервые предстали перед британским зрителем в лондонской Уайтчепельской галерее, откуда началось их триумфальное двухлетнее шествие по Европе.

Именно после этой серии выставок картина «№ 17» была продана итальянскому коллекционеру, у которого хранилась до 2001 года. Затем последовала очередная выставка, и полотно вновь оказалось в частной коллекции, чтобы вновь появиться на публике через 15 лет.
  • Марк Ротко, «№ 10». 1958 г.
  • Марк Ротко, «Оранжевый, красный, желтый». 1961 г.
«Живопись — это не изображение переживаний; она — само переживание."
Марк Ротко, 1959 г.
Картины Марка Ротко, как и его современников Джексона Поллока и Виллема де Кунинга, высоко оцениваются не только искусствоведами, но и покупателями. Совсем недавно, в мае прошлого года, «№ 10» 1958 г. ушла с молотка почти за 82 миллиона долларов, а тремя годами ранее за «Оранжевый, красный, желтый» 1961 г. выложили немногим меньше 87 миллионов. Парадоксально, но Марк Ротко едва ли одобрил бы такую коммерциализацию своего творчества.

Широко известна история фресок, заказанных владельцами ресторана «Четыре сезона» вскоре после завершения работы над «№ 17» — многие считают их кульминацией в творчестве художника. Около двух лет Ротко трудился над серией полотен, призванных, по его выражению, «отбить аппетит у любого сукиного сына, который когда-либо станет есть в этом помещении». Однако, осознав контраст между роскошной атмосферой ресторана и трагическим пафосом своей живописи, Ротко разорвал контракт и оставил работы себе (впоследствии они были подарены лондонскому музею).
Марк Ротко, «Черный на коричневом» (из цикла фресок для ресторана «Четыре сезона»). 1958−1959 г.
Марк Ротко, «Черный на коричневом» (из цикла фресок для ресторана «Четыре сезона»). 1958−1959 г.
Более подходящей для своих картин мастер счел экуменическую «часовню Ротко» в Хьюстоне: в 1966—1967 годах он выполнил для нее 8 полотен. Выполненные в мрачных тонах, они отражают подавленное состояние духа, в котором художник пребывал в последние годы жизни.
Капелла Ротко.
Капелла Ротко.
Рекомендуемые работы
Наталья Бочарова. На озере Ман Сагар
На озере Ман Сагар
2022, 40×45 см
$250
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Дарья Мотовилова. Вятская Джоконда
  • Реклама
Вятская Джоконда
2024, 80×60 см
$350
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Кенберг. Из серии "entropy" チリの味の中で感情のバースト- чувство со вкусом чили
  • Реклама
Из серии "entropy" チリの味の中で感情のバースト- чувство со вкусом чили
100×60 см
$2 000
Оригинал
Как бы там ни было, на грядущем аукционе «Кристис» работа Марка Ротко имеет все шансы установить очередной рекорд.