school_banner
Регистрация

Сокровища Дома Альба гостят за пределами Испании

Мне нравится14       0  
«Сокровища Дома Альба: 500 лет искусства и коллекционирования» — это выставка произведений из одного из старейших и наиболее значительных европейских собраний, включающая работы Гойи, Мурильо, Рубенса, Тициана и многих других. Более 130 шедевров от античности до XX века покинули дворцы испанских герцогов и пересекли океан, чтобы предстать перед посетителями Центра визуальных искусств Фриста в Нэшвилле, штат Теннесси.
Нынешний вояж по США — первая за пределами Испании крупная экспозиция работ из коллекции выдающейся аристократической династии, связанной с монархией с XV века.
Основные экспонаты включают шедевры голландских, фламандских, немецких, итальянских и испанского мастеров живописи. Среди них «Герцогиня Альба в белом» Франсиско Гойи и недавно отреставрированная «Кузница Вулкана» Якопо Бассано. Помимо картин в экспозиции можно увидеть рукописные документы и карты Христофора Колумба. В их числе — список людей, которые сопровождали его в плавании 1492 года, и рисунок береговой линии Ла Эспаньола — первого острова, обнаруженного в Новом Свете (сейчас там расположены Доминиканская Республика и Республика Гаити).
Гравюры и рисунки, скульптуры, письма, манускрипты, декоративные предметы и гобелены дают представление о роли семьи Альба в мировой истории.
Тициан Вечеллио. Портрет мужчины в доспехах. Дон Фернандо Альварес Толедский, герцог Альба


Дом Альба ведёт свою летопись со средних веков, и благодаря заказам, приобретениям и династическим бракам, герцоги и герцогини собрали одну из самых впечатляющих частных коллекций в Европе. От итальянского Ренессанса до эпохи Великих географических открытий, от придворной пышности барокко до высоких идеалов Просвещения — коллекция Альба предлагает окно в историю Европы.

Слева: Тициан Вечеллио, «Дон Фернандо Альварес Толедский, 3-й герцог Альба»

Одна их самых значимых картин на выставке — полотно Тициана и его мастерской «Тайная вечеря» (ок. 1550 — 1555).

Кажется, что застолье происходит в реальном пространстве. Линии плиточного пола в комнате расположены под углом к одной точке и подчёркиваются сеточной структурой, которую художники Возрождения использовали для создания видимости глубины. Здесь же проявляются способности Тициана как рассказчика и драматурга. Одиннадцать из двенадцати апостолов он поместил по одну сторону стола с Христом, подчёркивая единство группы. И лишь Иуда Искариот сидит напротив с мешком серебра в знак того, что он уже совершил предательство. Лица апостолов выражают целую гамму эмоций в ответ на высказывание Иисуса о том, что один из них предаст его, добавляя пафоса к привычной библейской сцене.
Хосе де Рибера. Коронование терновым венцом

Картины в коллекции Альба показывают контрастные события в изобразительном искусстве в католических и протестантских странах времён Реформации и Контрреформации. «Старик и дева» фламандского художника Давида Тенирса Младшего (1610 — 1690) представляет тип светских жанровых сцен, которые интересовали укрепляющийся протестантский средний класс в Северной Европе. «Коронование терновым венцом» испанца Хосе де Риберы (1591 — 1652) раскрывает религиозную тематику. Драматическое освещение и смелая диагональная композиция этой картины сочетают театральность и натурализм, что одобрялось тогда Католической церковью.

Выше: Хосе де Рибера, «Коронование терновым венцом» (1620)
Барочное великолепие представлено на выставке двойным портретом императора Священной Римской империи Карла V и императрицы Изабеллы кисти Рубенса. Это интерпретация более раннего изображения, созданного Тицианом и ныне утраченного. Ещё три значимых примера живописи барокко — портрет инфанты Маргариты кисти Диего Веласкеса и его зятя Хуана Баутисты Мартинеса дель Масо; изображение принцессы и её фрейлин в Менинах, написанное тем же Веласкесом; лихой конный портрет брата короля Фердинанда Австрийского, созданный фламандским художником Гаспаром де Крайером (1582 — 1669).
И, конечно же, ценители искусства не пройдут мимо портрета Марии Каэтаны де Сильва, 13-й герцогини Альба, выполненного Франсиско де Гойей.
Художник писал аристократку много раз, и их тесная дружба породила слухи о близости, которые живут на протяжении веков. На картине, отправленной в США, герцогиня одета в изящное и простое белое платье с высокой талией в стиле ампир, отражающее моду конца XVIII века на классическую античность. Наряд дополнен красным кушаком, коралловым ожерельем и бантами. Лицо герцогини выражает самообладание и твёрдость, но при этом она кажется естественной и непринуждённой. Это противоречие между видимой лёгкостью и сильной волей делает картину не только выдающимся женским портретом, но и характеризует испанское Просвещение в целом.
Среди полотен XX века особо выделяется детский портрет Каэтаны Фитц-Джеймс-Стюарт-и-Сильва (1926 — 2014), впоследствии ставшей 18-й герцогиней Альба. Художник Игнасио Сулоага изобразил девочку верхом на пони, с игрушками и любимыми собаками. Примечательно, что Микки Маус на переднем плане — одно из самых ранних появлений знакового персонажа Диснея в изобразительном искусстве.
Ныне старший сын Катаэны, дон Карлос Фитц-Джеймс Стюарт, 19-й герцог Альба, продолжает традицию семьи и является хранителем коллекции своей династии для следующих поколений. Ныне он отважился на гастроли собрания по США: экспозиция гостила в Музее Мидоуз (Meadows Museum, Даллас. штат Техас) и теперь продолжает свою работу в Центре визуальных искусств Фриста
Пьер Огюст Ренуар. «Девушка в шляпе с вишнями», 1880. Коллекция Дома Альба (Colecciоn Duques de Alba, Palacio de Liria, Madrid).
Выставка «Сокровища Дома Альба: 500 лет искусства и коллекционирования» в Центре визуальных искусств Фриста продлится до 1 мая.
По материалам официального сайта Центра визуальных искусств Фриста
Комментировать Комментарии  1
HELP