Регистрация

В конце марта музей АЗ откроет выставку "Красавицы столетий"

Мне нравится3       0  
В каждом портрете Анатолий Зверев умел создать образ вечной женственности, лицо каждой модели становилось ликом, излучающим чудесный свет. На трех этажах Музей АЗ развернет выставку, которая расскажет о женской красоте и изысканности - красоте, увиденной и схваченной мгновенно — в секунду, о красоте, увиденной случайно — украдкой, о красоте, которая предугадана художником и предсказана навсегда.
Портрет А. Костаки, 1958.
Иллюстрация предоставлена пресс-службой Музея А. З. (музея Анатолия Зверева)
После анималистической «Волшебной клетки», имевшей огромный успех у детей и взрослых, в Музее Анатолия Зверева идет смена экспозиции. Грядущую весну начнет выставка «Красавицы столетий», открытие — 28 марта.

«Женский портрет широко прославил Анатолия Зверева (1931−1986), художника принципиально неофициального, но истинно народного; эти виртуозные портреты особенно ценятся коллекционерами и немедленно узнаются в альбомах или на выставках. Но до последнего времени не было попыток отобрать лучшие, эталонные произведения и оценить их по европейскому, „гамбургскому“, счету. Музей А. З. представляет зверевский портрет сразу в нескольких ракурсах и сочетаниях» — из пресс-релиза Музея АЗ
Портрет З. Берлинской, 1967
Иллюстрация предоставлена пресс-службой Музея АЗ
Среди многочисленных зверевских «красавиц» особо выделяются те, чьи прообразы известны доподлинно. Более того, многие «модели» оставили захватывающие воспоминания о сеансах их портретирования. Куратор экспозиции Полина Лобачевская собрала уникальные портреты, история создания которых рассказана непосредственными свидетелями.
«Садись, детуля, я тебя увековечу!». Этой фразой Зверев приглашал свои модели на сеанс портретирования. Портреты тех, кто помнит об этих «изо-спектаклях», будут представлены на третьем этаже музея.


«Несколько лет тому к „ядру“ коллекции работ Зверева для будущего (тогда) музея примкнули и более 600 работ, которые подарила Алика Костаки, дочь знаменитого коллекционера Георгия Костаки: пожар на его даче, где хранились работы художников, в том числе и Зверева — история для душераздирающего кино в стиле „экшн“. Имеется даже легенда о „лав стори“ и сватовстве, изложенная коллекционером в мемуарах: мол, увлекающийся, истинный художинк Зверев был влюблен в Алику и как-то за день нарисовал 57 ее портретов! Один из них (Портрет Алики Костаки, 1958, картон, масло), из коллекции музея, ценный еще и тем, что на картине мастер изобразил и себя» — подробнее о мастере, музах и музее читайте в нашей отдельной публикации.

«Задолго до рождения моментальной, „мобильной“ фотографии Зверев открыл эффект мгновенного кадра»
«…Зверев окунал в ведра огромные кисти, брызгал фонтанами красок, растирал все это веником, ходил по краскам в ботинках. И из всего этого ужаса внезапно, как солнце, появлялась картина! При этом Толя говорил какими-то присказками, тут же сочинял дикие, но очень веселые стихи».
Наталья Костаки. Из книги «Вокруг и около» (Музей АЗ, 2015)
Анатолий Зверев, «Портрет Наташи с розовым бантом», 1957
Второй этаж музея посвящен «Красавицам столетий», здесь можно будет увидеть женские портреты разных лет. Зрителей ждет наслаждение широчайшей палитрой художественных навыков Зверева, который в своем творчестве вел яркие, глубокие диалоги с Веласкесом и Ренуаром, с Матиссом и Врубелем, с Малевичем и Пикассо.
Портрет Оксаны Асеевой, написанный Анатолием Зверевым в 1969 году.
Можем предположить, что значительная часть экспозиции будет посвящена портретам Оксаны Асеевой, Музы художника. Весь продолжительный жизненный роман Асеевой и Зверева запечатлен художником в многочисленных картинах. «Она обожала его работы, и он просто задаривал ее ими». Из воспоминаний Владимира Немухина.
…37-летний художник и 76-летняя вдова Н. Асеева (забытого поэта, когда-то отказавшего в работе), близкая подруга Маяковского, Есенина, блистательная дива Серебряного века, которой посвящена часть поэмы Хлебникова — об этой любви-поклонении-дружбе, («влечение не только к конкретному человеку, но к эпохе Серебряного века») сплетничали, судачили, и даже писали стихи. Пищи для пересудов было предостаточно: Зверев буйствовал, ревновал, устраивал скандалы… И — рисовал дивные портреты рыжеволосой молодой красавицы.
Анатолий Зверев. Портрет Оксаны Асеевой. 1971
На первом этаже планируют разместить графические работы художника. «Мгновения» — так называется раздел, и действительно: в немногочисленных линиях Зверев умел ухватить самую суть портретируемого и быстрыми штрихами выразить это на листе бумаги.
Портрет Инны Костаки. 1957
Иллюстрация предоставлена пресс-службой Музея АЗ


«Я преклоняюсь пред тобою
В — ногах я — у — тебя
Но нет тебя — а я все преклоняюсь
— и падаю вдруг ниц —
— у ног твоих
— и этот стих
валяется со мною"
Анатолий Зверев — Оксане Асеевой


Анатолий Зверев. Портрет Оксаны Асеевой. 1967

«Если собрать все портреты Зверева, возникнет многотысячный город, населенный всеми типами и характерами… Каждый портрет — мгновенное схватывание судьбы и сути человека» — С. Соловьев. Из книги «55 фактов о художнике Анатолии Звереве, которые могут быть интересны всем»
По мнению кураторов, именно в женских портретах видно, каким непостижимым образом Зверев вобрал в себя всю историю мировой живописи — не только русскую иконописную традицию и культуру портрета XVII — XIX века, культуру Тропинина, Рокотова и Боровиковского, но и все многообразие европейской классики и модернизма. Что ж, пока поверим им на слово. Выставка открывается 28 марта. Ждем теплых дней!
Главная иллюстрация: Анатолий Зверев. Портрет Оксаны Асеевой. 1969 (предоставлена пресс-службой Музея АЗ). Также фото и иллюстрации - с сайта Музея Анатолия Зверева и страницы Музея в соцсети Facebook,.
Комментировать Комментарии
HELP