За неброским фасадом «развития транспорта» и аналогий с путями развития огромной страны скрываются 60 отличных произведений более 40 художников: в экспозиции — шедевры Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Александра Самохвалова, Георгия Нисского, Александра Лабаса… Идею подал Алексей Ананьев, основатель Института русского реалистического искусства в Москве, и после успешных гастролей в Риме выставка «Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем» перебралась в родные московские стены ИРРИ.
Семен Файбисович. «МКАД» (из цикла «Рейсовый автобус»). 1984
Демонстрация экспозиции началась в Риме: 16 октября она открылась в одном из главных центров искусства итальянской столицы — выставочном дворце Palazzo delle Esposizioni. В рамках проекта работала образовательная программа, инициированная историческим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова и Университетом Ла Сапиенца (Рим, Италия).
Владимир Нестеров, «Земля слушает». 1965
60 произведений и чуть более 40 художников: на выставке представлены шедевры Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Александра Самохвалова, Георгия Нисского, Александра Лабаса. Есть живопись и графика художников-шестидесятников. Тем более странно, что после грандиозного успеха выставки «Романтический реализм» в московском Манеже на выставку в ИРРИ очереди не стоят. Возможно, зрители просто о ней не знают…
Михаил Аникеев, «Пути-дороги». 1954
Кураторами выставки Надеждой Степановой и Маттео Лафранкони была проделана огромная работа. Картины приехали из десятка музеев и частных коллекций. От Третьяковки до Курской картинной галереи имени А. Дейнеки, от Мемориального музея космонавтики до Национальной галереи Армении — привлекали всех и вся для того, чтобы сформировать поистине уникальную экспозицию. И дело не только в транспорте: выставка проводит зрителей сквозь всю советскую реальность, запечатленную современниками. Люди и время — главные объекты выставки.
А. Шипов «Азовсталь». 1970-е
Работы разделены на несколько смысловых блоков: «Самолетом, поездом, автомобилем», «Дорожные разговоры», «Техника молодежи», «Суровая страна», «Космическая гонка». Техника на них выступает скорее символом прогресса, нежели центральным объектом. Художники не дают забыть зрителю, что любой техникой управляют люди, и создана она людьми и для людей.
А. Плотнов, «До свидания, земляне». 1979
Фото экспозиции в ИРРИ
Как отмечает итальянский сокуратор выставки Маттео Лафранкони, «на западе соцреализм
воспринимают как пропагандистское искусство, но это не так. Здесь чувствуется и интерес к каждодневной жизни, за которой итальянцам очень интересно наблюдать». Экспозиция имела большой успех в Риме, и немудрено: она показала реальность происходящего в Стране Советов, долгие годы пребывавшей за «железным занавесом».
Гелий Коржев. «Квартирантка». 1997
Выставка «Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем» будет работать в Институте русского реалистического искусства до 22 мая.
Юрий Пименов «Сотворение мира». 1973
Борис Цветков «Гидроавиация». 1933
Главная иллюстрация: Юрий Пименов, «Новая Москва». 1937