войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

"Тени забытых предков" в Мыстецком Арсенале

«Тени забытых предков. Выставка» — масштабный музейный проект, посвященный культовому фильму Сергея Параджанова. Даже полстолетия спустя лента предстает перед зрителем как провокация — настоящее неподдельное искусство, которое прошло проверку временем.
"Тени забытых предков" в Мыстецком Арсенале
Кадр из фильма «Тени забытых предков». 1964. Режиссер Сергей Параджанов. Пр-во киностудии им. Довжен
Кадр из фильма «Тени забытых предков». 1964. Режиссер Сергей Параджанов. Пр-во киностудии им. Довженко, Киев.
Проект призван воссоздать мир фильма, понять контекст места и времени, в которых он рождался. Идейными вдохновителями и кураторами проекта стали владелец киевского арт-центра «Я Галерея» Павел Гудимов и кинокритик Андрей Алферов. Экспозиция развернется в «Мыстецком Арсенале» 23 марта.

Фотография со съемочного процесса кинофильма «Тени забытых предков». 
Из архива музея Национальной к
Фотография со съемочного процесса кинофильма «Тени забытых предков».
Из архива музея Национальной киностудии художественных фильмов им. А. Довженко, Киев
Кадр из фильма «Тени забытых предков». 1964. Режиссер Сергей Параджанов.
Кадр из фильма «Тени забытых предков». 1964. Режиссер Сергей Параджанов.
Кадр из фильма «Тени забытых предков». 1964. Режиссер Сергей Параджанов.
Кадр из фильма «Тени забытых предков». 1964. Режиссер Сергей Параджанов.
Девять залов «Арсенала» станут своеобразными этапами создания фильма. В экспозиции впервые будут представлены раскадровки, сделанные Сергеем Параджановым, неизвестные работы Георгия Якутовича — художника фильма, интервью и пробы Геннадия Юхтина, который был утвержден на роль Ивана еще до того, как она перешла к молодому актеру Ивану Миколайчуку, работы Лидии Байковой, которая создала мир уникальных костюмов «Теней забытых предков».

Георгий Якутович." Иван и Маричка", гравюра. 1966.
 Иллюстрация к повести М. Коцюбинского «Тени забы
Георгий Якутович." Иван и Маричка", гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
. 1966.
Иллюстрация к повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков»
  • Георгий Якутович." Иван и Маричка", гравюра
    Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
    Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
    Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
    Читать дальше
    . 1966.
  • Георгий Якутович." Иван и Палагна", гравюра
    Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
    Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
    Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
    Читать дальше
    . 1966.
Как рассказывает в своем материале сокуратор выставки, Екатерина Носко, точкой отсчета в истории создания фильма стал 1961-й, когда закарпатский художник Федор Манайло представил персональную резонансную выставку «Старое и Новое Закарпатье» в Ужгороде. В следующем году выставку увидели в Киеве, где ее и посетил Параджанов. Художник картины, Георгий Якутович вспоминал лето 1962-го и свое знакомство с Параджановым, который был «под огромным впечатлением от киевской выставки Федора Манайло». Сам Якутович в это время занимался иллюстрированием повести Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков» (эту работу он закончил уже в 1966 году, после съемок). Так рождалась идея создания фильма — из случайностей и совпадений.

Федор Манайло, «Гуцульская гражда». 1967
Федор Манайло, «Гуцульская гражда». 1967
Сергей Параджанов. Эскиз, сделанный во время съемочного процесса кинофильма, 1963
Из архива музея Се

Сергей Параджанов. Эскиз, сделанный во время съемочного процесса кинофильма, 1963
Из архива музея Сергея Параджанова в Ереване

Павел Гудимов: «Фильм настолько концентрированный, что потянул за собой целый спектр художественных явлений в современном искусстве». Организаторы обещают даже… комиксы, в основу которых легли истории жителей Гуцульщины, принимавших участие в съемках фильма.
39 международных наград, 28 призов на кинофестивалях… Этот фильм стоит посмотреть. И на эту выставку стоит сходить, дабы узнать побольше о киноленте, которую Эмир Кустурица назвал «лучшей картиной в мире». Проект «Тени забытых предков. Выставка» откроется в Мыстецком Арсенале 23 марта и продолжит свою работу до 10 апреля, после чего отправится во Львов.