school_banner
Регистрация

"Тени забытых предков" в Мыстецком Арсенале

Мне нравится3       0  
«Тени забытых предков. Выставка» — масштабный музейный проект, посвященный культовому фильму Сергея Параджанова. Даже полстолетия спустя лента предстает перед зрителем как провокация — настоящее неподдельное искусство, которое прошло проверку временем.
Кадр из фильма «Тени забытых предков». 1964. Режиссер Сергей Параджанов. Пр-во киностудии им. Довженко, Киев.
Проект призван воссоздать мир фильма, понять контекст места и времени, в которых он рождался. Идейными вдохновителями и кураторами проекта стали владелец киевского арт-центра «Я Галерея» Павел Гудимов и кинокритик Андрей Алферов. Экспозиция развернется в «Мыстецком Арсенале» 23 марта.

Фотография со съемочного процесса кинофильма «Тени забытых предков».
Из архива музея Национальной киностудии художественных фильмов им. А. Довженко, Киев
Кадр из фильма «Тени забытых предков». 1964. Режиссер Сергей Параджанов.
Кадр из фильма «Тени забытых предков». 1964. Режиссер Сергей Параджанов.
Девять залов «Арсенала» станут своеобразными этапами создания фильма. В экспозиции впервые будут представлены раскадровки, сделанные Сергеем Параджановым, неизвестные работы Георгия Якутовича — художника фильма, интервью и пробы Геннадия Юхтина, который был утвержден на роль Ивана еще до того, как она перешла к молодому актеру Ивану Миколайчуку, работы Лидии Байковой, которая создала мир уникальных костюмов «Теней забытых предков».

Георгий Якутович." Иван и Маричка", гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
. 1966.
Иллюстрация к повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков»
  • Георгий Якутович." Иван и Маричка", гравюра×
    Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
    читать дальше
    . 1966.
  • Георгий Якутович." Иван и Палагна", гравюра×
    Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
    читать дальше
    . 1966.
Как рассказывает в своем материале сокуратор выставки, Екатерина Носко, точкой отсчета в истории создания фильма стал 1961-й, когда закарпатский художник Федор Манайло представил персональную резонансную выставку «Старое и Новое Закарпатье» в Ужгороде. В следующем году выставку увидели в Киеве, где ее и посетил Параджанов. Художник картины, Георгий Якутович вспоминал лето 1962-го и свое знакомство с Параджановым, который был «под огромным впечатлением от киевской выставки Федора Манайло». Сам Якутович в это время занимался иллюстрированием повести Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков» (эту работу он закончил уже в 1966 году, после съемок). Так рождалась идея создания фильма — из случайностей и совпадений.

Федор Манайло, «Гуцульская гражда». 1967

Сергей Параджанов. Эскиз, сделанный во время съемочного процесса кинофильма, 1963
Из архива музея Сергея Параджанова в Ереване

Павел Гудимов: «Фильм настолько концентрированный, что потянул за собой целый спектр художественных явлений в современном искусстве». Организаторы обещают даже… комиксы, в основу которых легли истории жителей Гуцульщины, принимавших участие в съемках фильма.
39 международных наград, 28 призов на кинофестивалях… Этот фильм стоит посмотреть. И на эту выставку стоит сходить, дабы узнать побольше о киноленте, которую Эмир Кустурица назвал «лучшей картиной в мире». Проект «Тени забытых предков. Выставка» откроется в Мыстецком Арсенале 23 марта и продолжит свою работу до 10 апреля, после чего отправится во Львов.
Комментировать Комментарии
HELP