После трёхлетних юридических споров Университет Оклахомы (OU) согласился вернуть картину Камиля Писсарро «Пастушка собирает овец» (1886) француженке Леоне Мейер, пережившей Холокост. Как оно попало в музей и какова дальнейшая судьба «Пастушки»? Подробности, поверьте, интересны.
Полотно принадлежало её приёмному отцу Раулю Мейеру, и было изъято нацистами во время немецкой оккупации Парижа. В 2000 году работу преподнесла в дар вузу Клара Вайценхоффер.
Леон Мейер решила, что картина не будет висеть у неё в доме, а продолжит радовать публику.
Пастушка собирает овец
1886, 38.1×46.4 см
Этим летом «Пастушка» вернётся во Францию и будет в течение пяти лет выставлена в музее, хотя стороны пока не определили в каком именно. Далее полотно с трёхлетним интервалом будет переезжать из Франции в Музей искусств Фреда Джонса-младшего в Университете Оклахомы — и обратно.
Такой компромисс устроил учебное заведение, руководители которого желали, чтобы картина Писсарро оставалась доступной для жителей Оклахомы.
Возможно, примеру Университета последуют другие учреждения, например, Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде. Так, в июне прошлого года судья из Лос-Анджелеса постановил, что галерея не обязана возвращать картину Писсарро «Улица Сен-Оноре днём. Эффект дождя» наследникам Лилли Кассирер. Женщина вынуждена была продать работу, спасаясь бегством из Германии в 1939 году. В своей резолюции американский судья рекомендовал музею прийти к соглашению с потомками первоначальной владелицы.
Есть и другие работы Писсарро, попавшие в истории с нацистами. Среди ни, например, полотно «Сена. Вид на Пон-Нёф на фоне Лувра», обнаруженное в мюнхенской квартире покойного немецкого коллекционера Корнелиуса Гурлитта в 2012 году.
Камиль Писсарро, «Сена. Вид на Пон-Нёф на фоне Лувра» (1902)
По материалам artnet.com