school_banner
Регистрация

Мне не больно. Выставка Фриды Кало в Санкт-Петербурге

Мне нравится13       0  
3 февраля в Музее Фаберже открылась выставка работ Фриды Кало — первая масштабная ретроспектива на территории России. Побывав на выставке, делимся не только рассказом и фото с вернисажа. Фрида — это эмоции. Это остро, больно и, бывает, невыносимо.
Желающих посетить выставку уже очень много. Их не вмещает холл Музея Фаберже. Люди стоят на улице и терпеливо ждут. Организаторы и дирекция, приняв во внимание опыт московских коллег на выставке Серова, ограничили пропускную способность музея до 2000 человек в день.
Ранее только одну картину художницы показывали в Петербурге — «Автопортрет с обезьянкой». Экспозиция «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики» включает 35 работ — картины, рисунки, литографии… Основная их часть — из собрания Музея Долорес Ольмедо. Рисунки предоставлены внуком Диего Риверы. Экспозицию дополняют фотографии из музейных и частных коллекций и фильм с архивными съемками о Фриде Кало, также фонду Виктора Вексельберга удалось привезти костюмы художницы.
«Выставочный график этих экспонатов расписан на несколько лет вперед: около 250 работ художницы считаются национальным достоянием Мексики, поэтому есть ограничения на показ их за границей», — рассказывает Владимир Воронченко, директор Музея Фаберже.
Зал Музея Фаберже, где проходит выставка, оформлен в популярной сегодня театральной манере: помещение погружено в полумрак, картины и фотографии выхвачены точечными лампами, что подчеркивает их самобытную трагическую историю.
«Те, кто придут, должны помнить, что это возможность в первую очередь увидеть такую Фриду, какой она была на самом деле, а не фотографию с обложки модного журнала», — подчеркнула куратор выставки — заместитель заведующего отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Екатерина Лопаткина.
Бесспорный центр выставки — картина «Сломанная колонна». Это автопортрет, на котором художница изобразила своё тело, исколотое гвоздями, перетянутое жгутами. Из глаз, устремленных на зрителя, льется град слез. Фантазия автора позволяет нам взглянуть на позвоночник, который служит Фриде опорой — это колонна, усыпанная трещинами, колонна которая, по сути, не может выполнять свою функцию. Позади художницы — вулканический пейзаж. Картина датируется 1944 годом.
Картина «Автобус» (1929 год) относится к раннему периоду творчества художницы и написана в традиции народных картинок ретабло. Все изображенные на ней люди — ее родные и близкие, и она сама: писатель Лупе Марин, Диего Ривера, его бывшая жена и его промоутер.

Еще одна знаменитая работа — «Портрет Лютера Бербанка» (1932).
Лютер Бербанк — американский селекционер, сам себя называл «гением селекции». Свою жизнь он посвятил выведению новых сортов в чем значительно преуспел — он создал более 800 новых сортов овощей, фруктов и ягод.
Фрида увидела селекционера в виде гибрида — человеческое туловище, переходящее в корневую систему растения, оплетающую скелет. Вообще, каждая работа художницы наполнена смыслами и символами, и в картине «Портрет Лютера Бербанка» значительную роль играет… куст филодендрона. Два листа перевернуты, два — потеряли свой цвет.
Перевернутые листы символизируют скрытый смысл: можно предположить, что таким образом Фрида демонстрирует свое отношение к экспериментам Бербанка. Фрида принимала его заслуги в селекции, но отвергала идеи культивации людей как растений.

Полна символами и метафорами и еще одна работа — «Диего и я» (1944 г.). Небольшой формат картины не умаляет ее значимости: рамка собрана из морских ракушек, которые символизируют женское начало. Картина или, скорее, арт-объект, был создан в двух экземплярах — один она хранила у себя, как символ вечной любви, другой — подарила Диего.
Соприкасаясь с наследием Фриды, важно понимать корни и истоки её стремлений, её боли. В юные годы страшная катастрофа сломала позвоночник и надломила её жизнь, изменив и навсегда спутав все причинно-следственные связи. Это точка отсчёта, которая привнесла в её жизнь боль, невозможность, краски, одиночество и любовь.
В живописи Кало отмечают влияние искусства доколумбовой Америки, Андре Бретон говорил о Фриде, как о художнике-сюрреалисте. Картины Фриды — это бесконечно повторяющийся День мёртвых (национальный праздник Мексики): жестокость, вырванные сердца, мертворождённые дети — табуированные темы, которые принято избегать. Фрида демонстрирует их в профиль, в анфас. И смотрит в глаза, ожидая реакции от зрителя, привыкшего к эвфемизмам.

Это остро, больно и, бывает, невыносимо. Именно поэтому организаторы выставки приняли решение допускать к просмотру посетителей от 18 лет.

Выставка «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики» открыта в Музее Фаберже (наб. реки Фонтанки, д. 21) до 30 апреля.

Богдана Бондарь
Титульаня иллюстрация: Фрида Кало. «Автопортрет с обезьянкой», 1945.
Холст, масло
Комментировать Комментарии  1
HELP