3 февраля в Музее Фаберже открылась выставка работ Фриды Кало — первая масштабная ретроспектива на территории России. Побывав на выставке, делимся не только рассказом и фото с вернисажа. Фрида — это эмоции. Это остро, больно и, бывает, невыносимо.
Желающих посетить выставку уже очень много. Их не вмещает холл Музея Фаберже. Люди стоят на улице и терпеливо ждут. Организаторы и дирекция, приняв во внимание опыт московских коллег на выставке Серова, ограничили пропускную способность музея до 2000 человек в день.
Ранее только одну картину художницы показывали в Петербурге — «Автопортрет с обезьянкой». Экспозиция «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики» включает 35 работ — картины, рисунки, литографии… Основная их часть — из собрания Музея Долорес Ольмедо. Рисунки предоставлены внуком Диего Риверы. Экспозицию дополняют фотографии из музейных и частных коллекций и фильм с архивными съемками о Фриде Кало, также фонду Виктора Вексельберга удалось привезти костюмы художницы.
«Выставочный график этих экспонатов расписан на несколько лет вперед: около 250 работ художницы считаются национальным достоянием Мексики, поэтому есть ограничения на показ их за границей», — рассказывает Владимир Воронченко, директор Музея Фаберже.
Зал Музея Фаберже, где проходит выставка, оформлен в популярной сегодня театральной манере: помещение погружено в полумрак, картины и фотографии выхвачены точечными лампами, что подчеркивает их самобытную трагическую историю.
Моя нянька и я
1937, 30.5×37 см
«Те, кто придут, должны помнить, что это возможность в первую очередь увидеть такую Фриду, какой она была на самом деле, а не фотографию с обложки модного журнала», — подчеркнула куратор выставки — заместитель заведующего отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Екатерина Лопаткина.
Сломанная колонна
1944, 43×33 см
Бесспорный центр выставки — картина «Сломанная колонна». Это автопортрет
, на котором художница изобразила своё тело, исколотое гвоздями, перетянутое жгутами. Из глаз, устремленных на зрителя, льется град слез. Фантазия автора позволяет нам взглянуть на позвоночник, который служит Фриде опорой — это колонна, усыпанная трещинами, колонна которая, по сути, не может выполнять свою функцию. Позади художницы — вулканический пейзаж
. Картина датируется 1944 годом.
Автобус
1929, 26 см
Картина «Автобус» (1929 год) относится к раннему периоду творчества художницы и написана в традиции народных картинок ретабло. Все изображенные на ней люди — ее родные и близкие, и она сама: писатель Лупе Марин, Диего Ривера, его бывшая жена и его промоутер.
Еще одна знаменитая работа — «Портрет Лютера Бербанка» (1932).
Лютер Бербанк — американский селекционер, сам себя называл «гением селекции». Свою жизнь он посвятил выведению новых сортов в чем значительно преуспел — он создал более 800 новых сортов овощей, фруктов и ягод.
Еще одна знаменитая работа — «Портрет Лютера Бербанка» (1932).
Лютер Бербанк — американский селекционер, сам себя называл «гением селекции». Свою жизнь он посвятил выведению новых сортов в чем значительно преуспел — он создал более 800 новых сортов овощей, фруктов и ягод.
Портрет ботаника Лютера Бербанка
1931, 87×62 см
Фрида увидела селекционера в виде гибрида — человеческое туловище, переходящее в корневую систему растения, оплетающую скелет. Вообще, каждая работа художницы наполнена смыслами и символами, и в картине «Портрет
Лютера Бербанка» значительную роль играет… куст филодендрона. Два листа перевернуты, два — потеряли свой цвет.
Перевернутые листы символизируют скрытый смысл: можно предположить, что таким образом Фрида демонстрирует свое отношение к экспериментам Бербанка. Фрида принимала его заслуги в селекции, но отвергала идеи культивации людей как растений.
Перевернутые листы символизируют скрытый смысл: можно предположить, что таким образом Фрида демонстрирует свое отношение к экспериментам Бербанка. Фрида принимала его заслуги в селекции, но отвергала идеи культивации людей как растений.
Полна символами и метафорами и еще одна работа — «Диего и я» (1944 г.). Небольшой формат картины не умаляет ее значимости: рамка собрана из морских ракушек, которые символизируют женское начало. Картина или, скорее, арт-объект, был создан в двух экземплярах — один она хранила у себя, как символ вечной любви, другой — подарила Диего.
Всего-то несколько царапин!
1935, 30×40 см
Госпиталь Генри Форда
1932, 30.5×38 см
Без надежды
1945, 28×36 см
Соприкасаясь с наследием Фриды, важно понимать корни и истоки её стремлений, её боли. В юные годы страшная катастрофа сломала позвоночник и надломила её жизнь, изменив и навсегда спутав все причинно-следственные связи. Это точка отсчёта, которая привнесла в её жизнь боль, невозможность, краски, одиночество и любовь.
Круг
1941, 15 см
В живописи Кало отмечают влияние искусства доколумбовой Америки, Андре Бретон говорил о Фриде, как о художнике-сюрреалисте. Картины Фриды — это бесконечно повторяющийся День мёртвых (национальный праздник Мексики): жестокость, вырванные сердца, мертворождённые дети — табуированные темы, которые принято избегать. Фрида демонстрирует их в профиль, в анфас. И смотрит в глаза, ожидая реакции от зрителя, привыкшего к эвфемизмам.
Это остро, больно и, бывает, невыносимо. Именно поэтому организаторы выставки приняли решение допускать к просмотру посетителей от 18 лет.
Выставка «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики» открыта в Музее Фаберже (наб. реки Фонтанки, д. 21) до 30 апреля.
Богдана Бондарь
Это остро, больно и, бывает, невыносимо. Именно поэтому организаторы выставки приняли решение допускать к просмотру посетителей от 18 лет.
Выставка «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики» открыта в Музее Фаберже (наб. реки Фонтанки, д. 21) до 30 апреля.
Богдана Бондарь
Титульаня иллюстрация: Фрида Кало. «Автопортрет с обезьянкой», 1945.
Холст, масло
Холст, масло