Творчество самого известного шведского художника Карла Ларссона (Karl Larsson) дышит семейным уютом, упоением жизнью и идиллией во всех ее проявлениях. Блаженство далось нелегко лишь после лет страдания и одиночества. Но, несмотря на это, Карл Ларсон прожил полную счастья и радости жизнь, которую, как в дневнике, изобразил в своих работах. Глядя на них, почему-то вспоминаются повести Астрид Линдгрен, творившей позже. Выставка Карла Ларссона «Самый любимый шведский художник» проходит в музее Petit Palais в Париже с 7 марта по 7 июня. Здесь представлено более 100 «картин счастья», как их любят называть поклонники творчества художника. В своих работах Карл Ларссон поет гимн жизни и семье как источнику радости. И в работах шведского художника можно проследить три неизменных постулата, которые были основой его жизненной философии.
Первый закон: не родись богатым
Работы Карла Ларссона представлены в хронологическом порядке становления художника. Попросту говоря, от раннего до позднего творчества. Ранние работы показывают, каким замкнутым и неуверенным в себе был юный живописец. В детстве, среди нищеты, «забитый» Карл находил отдушину только в рисовании. Единственным другом был его школьный учитель изобразительного искусства. Он, восхищаясь талантом юного дарования, порекомендовал мальчика в самую престижную школу при Королевской академии художеств. Но вечно нуждающаяся семья 13-летнего Карла не смогла позволить себе оплату за обучение. И Карл был вынужден идти работать. Именно необходимость в средствах заставила его вылезти из своего «панциря» и добиваться успеха. Подрабатывая ретушером у фотографа, а позже — карикатуристом и иллюстратором в газетах, юный художник получил бесценное сокровище — основы своего неповторимого стиля.Второй закон: будь собой!
В студенческие годы Ларссон становится «звездой» академии: изображение девушки в стиле ню необыкновенно удалось! За эту работу ему вручили особую медаль. Так что гораздо более уверенный в себе молодой художник после окончания учебы устремляется в сердце творческого бомонда — в Париж. Там бурлит настоящий творческий котел, но эпоха расцвета импрессионизма действует на Ларссона совершенно неожиданным образом — он замыкается в себе. В большом и чужом городе он снова в метаниях, и все больше времени он проводит не в компании прогрессивных французов, а среди своих же тихих соотечественников в городке возле Парижа — Греце, где все есть. Карлу чужды веяния современности, и он полностью погружается в свой собственный мир. Этот период жизни Ларссона хорошо иллюстрируют работы парижского периода, где он пишет многочисленные акварели окружающей натуры: «Крестьянский дом зимой», «Пруд». Художник пробует стили и техники, его хвалят, работы набирают вес… Но это все еще не «тот самый Ласрсон». Ах, как хочется художнику спокойствия, уединения, и в то же время как одиноко и тоскливо ему в это время! Вплоть до знакомства с будущей супругой — Карин Бергее. Свадьбу празднуют в Швеции, и… начинается новая жизнь!
Третий закон: счастье — это семья
Самыми известными и яркими работами Карл Ларссон обязан своей упоительной жизни в деревне со своим чудесным семейством. Все восемь (!!!) детей и обожаемая жена становятся главными героями всего последующего творческого пути. Фольклорный шведский интерьер, чрезвычайно милые карапузы и красавица-супруга в роли Мадонны — вот основные мотивы акварельных работ художника, которые представлены в главной части экспозиции. Собственно, их-то и стремятся посмотреть, напитавшись щедро аккумулированным счастьем.
Великолепный рисовальщик с четкой линией, Ларссон просто-таки на лету «ловит» все яркие моменты и умилительные сцены. Только пытаясь сфотографировать собственного непоседу, понимаешь, насколько это качество ценно. А еще он удивительно «схватывает» настроение, и вечные ценности в изображении шведского мастера прошлого очень красивы!
Дизайн жизни по Ларссону
Художник показал самые разные стороны жизни, главные герои которой — родители и дети. Уроки, игры, спортивные занятия, праздники, общение с природой… Все эти обычные сцены жизни, запечатленной сто лет тому, и сегодня заставляют нас умиляться снова и снова. Искренняя радость — этой весной в Париже! Основу главной части экспозиции, приехавшей во Францию из собраний шведских музеев, составляют известные работы из альбома художника «Дом под солнцем».Анна Денисенко.