Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Запасники музеев закрыты для публики,и это возбуждает любопытство. Что за картины находятся там и почему они оказались в хранилище,а не в залах? Есть ли среди них неизвестные сокровища? Выставка«Внутри и вне запасников» в Королевской галерее Маурицхёйс в Гааге отвечает на эти вопросы и впервые знакомит любителей«закулисья» с невидимой частью коллекции музея.
Посетители могут не только узнать,почему полотна оказались в кладовых,но и выбрать картину,которая займёт место в экспозиции.
Маурицхёйс славится коллекцией голландской и фламандской живописи XV — XVIII столетий,а также небольшой подборкой немецких работ XVI века. В целом собрание насчитывает около 850 экспонатов. Из них 250 находятся в постоянной экспозиции в самом музее,ещё 150 выставлены в Галерее принца Уильяма V и столько же отданы в долгосрочную аренду выставочным залам в Нидерландах и за рубежом.
Монументальное полотно Яна Веникса с изображением мёртвого лебедя слишком велико для залов Маурицхёйса. Фото: denhaag.com
Таким образом,300 полотен остаются в хранилище. Их используют для замены шедевров,отправленных на реставрацию или на выставку в другой музей. Теперь же Маурицхёйс составил экспозицию из 25-ти лучших и худших картин со «скамейки запасных», поясняя,почему они там оказались.
Посетителей ожидает несколько сюрпризов. Среди них — портрет королевы Беатрикс работы Энди Уорхола. Картину приобрели в 1986 году,поскольку в голландских правительственных учреждениях принято вывешивать изображение правящего монарха. В 2000-м году фойе,где находилось шелкографическое полотно,было перестроено,и оно отправилось в запасники.
Слева: Энди Уорхол,«Портрет королевы Нидерландов Беатрикс»(1987)
Карел Слабберт, «Портрет мужчины» (1653)
Неизвестный мастер, «Симеон и Младенец Христос» (ок. 1700)
Некоторые картины,например,небольшая работа неизвестного мастера,изображающая Симеона и Младенца Христа,никогда не покинут хранилище,поскольку недостаточно хороши для экспозиции. Другие нельзя выставлять из-за их плачевного состояния. Например,«Портрет мужчины» Карела Слабберта в течение многих лет висел в далеко неидеальных условиях в Голландской Ост-Индии. Экстремальный климат,помимо прочего,привёл к тому,что красочный слой на полотне сильно потрескался.
Фото: alaintruong.com
Ещё один фактор,из-за которого работы могут не появиться в постоянной экспозиции — их количество. Яркий тому пример — серия из 25-ти офицерских портретов кисти Яна ван Равестейна,датированных началом XVII века. В полном объёме она отображается впервые за 200 с лишним лет.
Иногда громкое приобретение на проверку оказывается«королевской» ошибкой. В 1821 году король Вильгельм I купил для Маурицхёйса коллекцию,включающую произведения великих мастеров,таких как Рафаэль,Тициан и Веласкес. К сожалению,это оказалось собрание второстепенных работ,которое быстро распродали. Остались лишь немногие картины,одна из которых — «Женская фигура»(ок. 1500 — 1550), весьма оптимистично приписанная Рафаэлю. Сейчас она считается работой неизвестного итальянского художника,и долгие годы не покидает хранилище.
Якоб Савери Старший,«Ярмарка в День святого Себастьяна»(1598)
Полотна,представленные на выставке«Внутри и вне запасников», отобраны кураторами. Однако и посетители вносят свой вклад в экспозицию. Они могут проголосовать за одну из «запасных» работ,которая временно займёт место в галерее. С 17 февраля это будет картина Якоба Савери Старшего«Ярмарка в День святого Себастьяна»(1598).
Паулюс Поттер,«Скот на пастбище»
Через месяц её сменит произведение,которое наберёт наибольшее число голосов на сайте музея. На момент написания материала лидировали«Минерва», написанная в студии Рембрандта ван Рейна,«Скот на пастбище» Паулюса Поттера и «Воскресение Христово» Дирка Баутса(или его окружения).
Мастерская Рембрандта, «Минерва»
Дирк Баутс (?), «Воскресение Христово»
Чтобы добавить свой голос за одну из шести картин-претенденток,пройдите по ссылке. Наиболее популярной работе по итогам выставки будет представлено временное место в постоянной экспозиции.
Бартоломей Бреенберг,«Пейзаж с нимфами(и Дианой?)»