войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Внутри и вне запасников: Маурицхёйс выставил полотна из хранилища

Запасники музеев закрыты для публики, и это возбуждает любопытство. Что за картины находятся там и почему они оказались в хранилище, а не в залах? Есть ли среди них неизвестные сокровища? Выставка «Внутри и вне запасников» в Королевской галерее Маурицхёйс в Гааге отвечает на эти вопросы и впервые знакомит любителей «закулисья» с невидимой частью коллекции музея.
Внутри и вне запасников: Маурицхёйс выставил полотна из хранилища
Посетители могут не только узнать, почему полотна оказались в кладовых, но и выбрать картину, которая займёт место в экспозиции.
Маурицхёйс славится коллекцией голландской и фламандской живописи XV — XVIII столетий, а также небольшой подборкой немецких работ XVI века. В целом собрание насчитывает около 850 экспонатов. Из них 250 находятся в постоянной экспозиции в самом музее, ещё 150 выставлены в Галерее принца Уильяма V и столько же отданы в долгосрочную аренду выставочным залам в Нидерландах и за рубежом.
Монументальное полотно Яна Веникса с изображением мёртвого лебедя слишком велико для залов Маурицхёй
Монументальное полотно Яна Веникса с изображением мёртвого лебедя слишком велико для залов Маурицхёйса. Фото: denhaag.com
Таким образом, 300 полотен остаются в хранилище. Их используют для замены шедевров, отправленных на реставрацию или на выставку в другой музей. Теперь же Маурицхёйс составил экспозицию из 25-ти лучших и худших картин со «скамейки запасных», поясняя, почему они там оказались.
Посетителей ожидает несколько сюрпризов. Среди них — портрет королевы Беатрикс работы Энди Уорхола.


Посетителей ожидает несколько сюрпризов. Среди них — портрет королевы Беатрикс работы Энди Уорхола. Картину приобрели в 1986 году, поскольку в голландских правительственных учреждениях принято вывешивать изображение правящего монарха. В 2000-м году фойе, где находилось шелкографическое полотно, было перестроено, и оно отправилось в запасники.

Слева: Энди Уорхол, «Портрет королевы Нидерландов Беатрикс» (1987)

  • Карел Слабберт, «Портрет мужчины» (1653)
  • Неизвестный мастер, «Симеон и Младенец Христос» (ок. 1700)
Некоторые картины, например, небольшая работа неизвестного мастера, изображающая Симеона и Младенца Христа, никогда не покинут хранилище, поскольку недостаточно хороши для экспозиции. Другие нельзя выставлять из-за их плачевного состояния. Например, «Портрет мужчины» Карела Слабберта в течение многих лет висел в далеко неидеальных условиях в Голландской Ост-Индии. Экстремальный климат, помимо прочего, привёл к тому, что красочный слой на полотне сильно потрескался.
Фото: alaintruong.com
Фото: alaintruong.com
Ещё один фактор, из-за которого работы могут не появиться в постоянной экспозиции — их количество. Яркий тому пример — серия из 25-ти офицерских портретов кисти Яна ван Равестейна, датированных началом XVII века. В полном объёме она отображается впервые за 200 с лишним лет.
Иногда громкое приобретение на проверку оказывается «королевской» ошибкой. В 1821 году король Вильге

Иногда громкое приобретение на проверку оказывается «королевской» ошибкой. В 1821 году король Вильгельм I купил для Маурицхёйса коллекцию, включающую произведения великих мастеров, таких как Рафаэль, Тициан и Веласкес. К сожалению, это оказалось собрание второстепенных работ, которое быстро распродали. Остались лишь немногие картины, одна из которых — «Женская фигура» (ок. 1500 — 1550), весьма оптимистично приписанная Рафаэлю. Сейчас она считается работой неизвестного итальянского художника, и долгие годы не покидает хранилище.

Якоб Савери Старший, «Ярмарка в День святого Себастьяна» (1598)
Якоб Савери Старший, «Ярмарка в День святого Себастьяна» (1598)
Полотна, представленные на выставке «Внутри и вне запасников», отобраны кураторами. Однако и посетители вносят свой вклад в экспозицию. Они могут проголосовать за одну из «запасных» работ, которая временно займёт место в галерее. С 17 февраля это будет картина Якоба Савери Старшего «Ярмарка в День святого Себастьяна» (1598).
Паулюс Поттер, «Скот на пастбище»
Паулюс Поттер, «Скот на пастбище»
Через месяц её сменит произведение, которое наберёт наибольшее число голосов на сайте музея. На момент написания материала лидировали «Минерва», написанная в студии Рембрандта ван Рейна, «Скот на пастбище» Паулюса Поттера и «Воскресение Христово» Дирка Баутса (или его окружения).
  • Мастерская Рембрандта, «Минерва»
  • Дирк Баутс (?), «Воскресение Христово»
Чтобы добавить свой голос за одну из шести картин-претенденток, пройдите по ссылке. Наиболее популярной работе по итогам выставки будет представлено временное место в постоянной экспозиции.
Бартоломей Бреенберг, «Пейзаж с нимфами (и Дианой?)»
Бартоломей Бреенберг, «Пейзаж с нимфами (и Дианой?)»
Рекомендуемые художники
Выставка «Внутри и вне запасников» в Маурицхёйсе продлится до 8 мая.
По материалам официального сайта Королевской галереи Маурицхёйс