Регистрация

Внутри и вне запасников: Маурицхёйс выставил полотна из хранилища

Мне нравится0       0  
Запасники музеев закрыты для публики, и это возбуждает любопытство. Что за картины находятся там и почему они оказались в хранилище, а не в залах? Есть ли среди них неизвестные сокровища? Выставка «Внутри и вне запасников» в Королевской галерее Маурицхёйс в Гааге отвечает на эти вопросы и впервые знакомит любителей «закулисья» с невидимой частью коллекции музея.
Посетители могут не только узнать, почему полотна оказались в кладовых, но и выбрать картину, которая займёт место в экспозиции.
Маурицхёйс славится коллекцией голландской и фламандской живописи XV — XVIII столетий, а также небольшой подборкой немецких работ XVI века. В целом собрание насчитывает около 850 экспонатов. Из них 250 находятся в постоянной экспозиции в самом музее, ещё 150 выставлены в Галерее принца Уильяма V и столько же отданы в долгосрочную аренду выставочным залам в Нидерландах и за рубежом.
Монументальное полотно Яна Веникса с изображением мёртвого лебедя слишком велико для залов Маурицхёйса. Фото: denhaag.com
Таким образом, 300 полотен остаются в хранилище. Их используют для замены шедевров, отправленных на реставрацию или на выставку в другой музей. Теперь же Маурицхёйс составил экспозицию из 25-ти лучших и худших картин со «скамейки запасных», поясняя, почему они там оказались.


Посетителей ожидает несколько сюрпризов. Среди них — портрет королевы Беатрикс работы Энди Уорхола. Картину приобрели в 1986 году, поскольку в голландских правительственных учреждениях принято вывешивать изображение правящего монарха. В 2000-м году фойе, где находилось шелкографическое полотно, было перестроено, и оно отправилось в запасники.

Слева: Энди Уорхол, «Портрет королевы Нидерландов Беатрикс» (1987)

  • Карел Слабберт, «Портрет мужчины» (1653)
  • Неизвестный мастер, «Симеон и Младенец Христос» (ок. 1700)
Некоторые картины, например, небольшая работа неизвестного мастера, изображающая Симеона и Младенца Христа, никогда не покинут хранилище, поскольку недостаточно хороши для экспозиции. Другие нельзя выставлять из-за их плачевного состояния. Например, «Портрет мужчины» Карела Слабберта в течение многих лет висел в далеко неидеальных условиях в Голландской Ост-Индии. Экстремальный климат, помимо прочего, привёл к тому, что красочный слой на полотне сильно потрескался.
Фото: alaintruong.com
Ещё один фактор, из-за которого работы могут не появиться в постоянной экспозиции — их количество. Яркий тому пример — серия из 25-ти офицерских портретов кисти Яна ван Равестейна, датированных началом XVII века. В полном объёме она отображается впервые за 200 с лишним лет.

Иногда громкое приобретение на проверку оказывается «королевской» ошибкой. В 1821 году король Вильгельм I купил для Маурицхёйса коллекцию, включающую произведения великих мастеров, таких как Рафаэль, Тициан и Веласкес. К сожалению, это оказалось собрание второстепенных работ, которое быстро распродали. Остались лишь немногие картины, одна из которых — «Женская фигура» (ок. 1500 — 1550), весьма оптимистично приписанная Рафаэлю. Сейчас она считается работой неизвестного итальянского художника, и долгие годы не покидает хранилище.

Якоб Савери Старший, «Ярмарка в День святого Себастьяна» (1598)
Полотна, представленные на выставке «Внутри и вне запасников», отобраны кураторами. Однако и посетители вносят свой вклад в экспозицию. Они могут проголосовать за одну из «запасных» работ, которая временно займёт место в галерее. С 17 февраля это будет картина Якоба Савери Старшего «Ярмарка в День святого Себастьяна» (1598).
Паулюс Поттер, «Скот на пастбище»
Через месяц её сменит произведение, которое наберёт наибольшее число голосов на сайте музея. На момент написания материала лидировали «Минерва», написанная в студии Рембрандта ван Рейна, «Скот на пастбище» Паулюса Поттера и «Воскресение Христово» Дирка Баутса (или его окружения).
  • Мастерская Рембрандта, «Минерва»
  • Дирк Баутс (?), «Воскресение Христово»
Чтобы добавить свой голос за одну из шести картин-претенденток, пройдите по ссылке. Наиболее популярной работе по итогам выставки будет представлено временное место в постоянной экспозиции.
Бартоломей Бреенберг, «Пейзаж с нимфами (и Дианой?)»
Выставка «Внутри и вне запасников» в Маурицхёйсе продлится до 8 мая.
По материалам официального сайта Королевской галереи Маурицхёйс
КомментироватьКомментарии
HELP