Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. Читать дальше
,гений фресок и гравюр,а также истинный пионер«3D арта». Старинные легенды,семейные сцены,находки на чердаке,миллионные итоги аукционов и даже скандал с Берлускони — таковы факты о Джованни Баттиста Тьеполо,последнем из «великих венецианцев».
Тьеполо(Giovanni Battista Tiepolo, 5 марта 1696,Венеция — 27 марта 1770,Мадрид) — искусный художник 3D: расписывавший потолки палаццо,он использовал визуальные эффекты,«возвышая» потолок и придавая небесам удивительную реальность. Облака выплывают из-за колонн,а ангелы так и парят — того и гляди,приземлятся на плечо восхищенному зрителю!
Античность и библейские мотивы в рамках одной работы одновременно — таково совершенно уникальное видение Тьеполо. Александр Бенуа,русский художник и большой поклонник Тьеполо,говорил еще и о «сказочности» его сюжетов.
«Визитка» Тьеполо — расписные плафоны.
«Все лучшее,созданное Тиеполо, — плафоны, — писал Александр Бенуа. — … Если разглядывать в бинокль гениальный плафон Тьеполо на вилле Гримани в Стра,то моментами иллюзорность доходит до чего-то жуткого. Просто не хочется верить,что эти улыбающиеся,весёлые,полные жизни существа,ныряющие и плавающие среди серых туч,и сами эти тучи были только живописью,пятнами красок по штукатурке».
Семейный подряд - королю!
Жена — Сесилия Гварди — подарила мастеру не только«пропуск» в высший круг творцов(Гварди — одно из самых влиятельных семейств художественного мира того времени), но и 10 детей,двое из которых тоже стали художниками. Доменико и Лоренцо помогали расписывать дворец испанского короля Карла Третьего. Пожилого художника в 1761 г. пригласили на работу,от которой он не смог отказаться,и в 70-летнем возрасте Тьеполо вновь явил миру чудо своего творчества. Семейного!
Работа,которая принесла международную славу творцу и наиболее известна в наши дни — росписи резиденции князя-епископа в Вюрцбурге(1750−1753 годы). Фрески на потолке над лестницей — крупнейшая в мире и посвящена частям света: Европе,Азии и Африке,с соответствующими пейзажами,персонажами и животными. А из офортов Тьеполо самые известные серии — Vari Capricci(ок. 1740−1742) и Scherzi di Fantasia(ок. 1743−1757).
Аукционные рекорды
Сегодня о Тьеполо мы нередко слышим в новостях аукционных домов.
Современные финансовые рекорды таковы: 5 906 500 долл. за работу«Прибытие Генри III на виллу Кантарини» 25 января 2012 года…
… и 542 500. долл. за рисунок углем на бумаге«Пульчинеллы готовят на обед клецки с пармезаном» 31 января 2013 г. Неплохие блюда готовит Christie’s !
Ах, Эрмитаж!
Эрмитаж гордится коллекцией из 10 произведений Тьеполо,среди которых — пять больших декоративных полотен на сюжеты из истории Древнего Рима,составляющие половину картин серии,написанной мастером ок. 1725 года для венецианского дворца Дионисио Дольфин(остальные хранятся в Художественно-историческом музее Вены и в музее Метрополитен).
Также из «эрмитажных» широко известна небольшая картина Тьеполо«Меценат представляет императору Августу свободные искусства». И это — заказ: граф Альгаротти,покровитель Тьеполо(он,кстати,после смерти творца сохранил около 300 его набросков к фрескам), в 1743 г. решил сделать презент графу Брюлю — саксонскому министру и советнику по вопросам искусства курфюрста саксонского и короля польского Августа III.
…Надо ли говорить,что образы императора Августа и Мецената схожи с ликами Августа III и графа Брюля? Из собрания этого графа картина и попала в Эрмитаж.
Бесстыжая Флора
В 2008 году имя Тьеполо было у всех на устах в арт-мире: картину мастера нашли на чердаке французского имения. Стыдливые бабушка и дедушка нынешних владельцев припрятали шикарную даму«топлесс» от греха подальше. Благодаря этому картина отлично сохранилась. Предполагают,что ее заказывала российская императрица Елизавета для украшения Зимнего дворца — имеются аналогичные образы серии. Полотно назвали«Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
леди в образе Флоры» и вскоре продали с аукциона Christie’s за 4 227 780 долларов,почти втрое«перекрыв» немалый эстимейт.
Бюст и Берлускони
Еще одна«обнаженка» Тьеполо в 2008,еще и со скандалом: премьер-министр Италии Сильвио Берлускони перед визитом премьер-министра Ирака Нури аль-Малики Берлускони«прикрыл» соски Правды. Точнее — вроде бы приказал заретушировать натуру на картине 260-летней давности«Время разоблачает правду». Работа хранится в римском палаццо Киджи(Chigi), где Берлускони проводит пресс-конференции. Журналисты«цензуру» заметили и растрезвонили на весь мир. Правда,быстро выяснилось,что Правду не испортили,а только скрыли: полотно временно заменили«подмазанной» копией.
Работы Джованни Баттиста Тьеполо — оригинальные рисунки, — имеются и в коллекции Национальном музее Львова(Украина). Это 5 рисунков,бесспорно,работы самого мастера,и еще 3 — возможно,также его руки. Самый известный — «Медный змий»(«Фурии»). Интересен и рисунок«Этюд
Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
всадника» работы старшего сына художника — Джованни Доменико Тьеполо(1727−1804). А «Рисунок аллегорической фигуры старца и головы» — скорее всего,совместная работа отца и сына. Интересны и две работы,возможно,еще одного сына мастера — Лоренцо Тьеполо. Все работы,а также оригинальные рисунки Тициана,Микеланджело,Ван Дейка,Франсиско Гойи и других можно было увидеть в рамках только что заварившейся двухнедельной выставки«Западноевропейский рисунок XVI—XVIII столетий» из собрания музея. Жемчужины экспозиции,наряду с рисунками Тьеполо — работы«Иисус Христос со святыми» Тициана,«Апостол» Микеланджело,«Снятие с креста» Ван Дейка. Уникальную коллекцию графики 100 лет тому передал музею в дар митрополит Андрей Шептицкий,коллекционер и меценат. Уникальное собрание последний раз выставляли на публику в 1932 году,а в 2014 ради сохранности работ окна залов были заклеены бумагой и черной пленкой: свет — разрушает.