В Одесском музее западного и восточного искусства торжественно открыли обновленный отдел искусства стран Востока. И это «первое погружение» в тайны культуры Индии, Китая, Японии, Монголии, Ирана и Тибета получилось праздничным и довольно веселым: разглядывая экспонаты, среди пояснений музейщиков улавливаем и «чисто одесские» комментарии публики. В том числе — об обнаруженных работах самого Ци Байши…
«Ой, я эти морды еще с детства помню! Первый раз когда их увидела — испугалась даже, потом привыкла — мы тогда с мамой часто в музей ходили…» — говорит одесситка
«Долгих 5 лет восточная коллекция не выходила из фондов музея. Залы были в неприглядном состоянии, однако благодаря помощи спонсоров и меценатов коллектив музея, преодолев множество трудностей, вновь открывает двери в мир удивительной и чарующей культуры Ирана, Индии, Индонезии, Монголии, Тибета, Китая и Японии», — сообщают в музее.
В трех залах отдела Востока представлено более 340 экспонатов, знакомящих с искусством Китая, Индии, Ирана, Японии, Монголии и других азиатских стран, — как хранившиеся в фонде экспонаты, так и новые приобретения. Это, в основном, произведения декоративно-прикладного искусства. Среди них — старинный китайский фарфор и японская посуда для чайной церемонии, художественные лаки, резные изделия из полудрагоценных камней и слоновой кости, вышитые панно, ковры, а также бронзовая и деревянная скульптура, изображающая божеств даосского, синтоистского и индуистского культов.
Отдел искусства стран Востока существует в музее с 1951 г. Его коллекция сформирована на базе произведений, полученных из Музейного фонда в 20−30-е годы XX в., а также поступлений из Государственного музея искусства народов Востока и закупок у частных лиц. Хронологически собрание охватывает период с XVI до середины XX в. и сегодня насчитывает 2360 единиц хранения.
Прогуляемся по залам вместе с посетителями — одесситами. О чем они говорят?
— Посуда… Интересно, а где чашечки для саке? Ага, вот и они! Маленькие такие…
— Вау, это самурайский кинжал?! Я хочу его безумно, просто хочу!
— Что этот тут все толпятся? А, фигурки… Ого, ничего себе, какой корабль! Это из костей… из кости… Слоновой, наверное…
— Вот смотри: у нас есть Дева Мария, Божья Матерь, святые девы… А у японцев и китайцев — мужики в основном.
— Господи, ну и страшила! Оба причем: один — скелет, другой — с пузом… Вот вазы я бы даже домой взяла, только поставить некуда…
— Вау, это самурайский кинжал?! Я хочу его безумно, просто хочу!
— Что этот тут все толпятся? А, фигурки… Ого, ничего себе, какой корабль! Это из костей… из кости… Слоновой, наверное…
— Вот смотри: у нас есть Дева Мария, Божья Матерь, святые девы… А у японцев и китайцев — мужики в основном.
— Господи, ну и страшила! Оба причем: один — скелет, другой — с пузом… Вот вазы я бы даже домой взяла, только поставить некуда…
— Яйцеголовые, смотри, — вот и не верь в пришельцев после этого! И с Голливудом все понятно…
— Птицы — всегда красиво, китайцы это умели… А листики, листики! Каждая жилочка светится!
— Птицы — всегда красиво, китайцы это умели… А листики, листики! Каждая жилочка светится!
— Тут много всего «на счастье» — львы вот удачу приносят, боги, птицы… Ну и что, что Будда?
— «Вот вам и вышиванка», называется… А слабо расшить халат банный? Ой, ну сама иди в баню, я серьезно! Надо золотые нитки искать, в Интернете наверняка есть схемы…
— Нецке симпатичные, но если дома собирать — надо отдельный шкафчик делать, такой — с крышкой, как пагода, понимаешь?
— А почему такие краски яркие — ведь работы вроде бы старые… Их что, подрисовали?
— Нецке симпатичные, но если дома собирать — надо отдельный шкафчик делать, такой — с крышкой, как пагода, понимаешь?
— А почему такие краски яркие — ведь работы вроде бы старые… Их что, подрисовали?
— Это же сколько лет надо провести с ножичком, чтобы такое создать! Интересно, в этих креслах кто сидел…
— Так, надо найти самый старый экспонат и сфотографироваться. Что там, XIX век? Вроде недавно, но красиво. Ладно, щелкни меня тут!
*реплики приведены в хаотичном порядке. Как и фото посетителей: не обязательно именно эти люди сказали то, что вы прочитали. Но сказано — было!
— Так, надо найти самый старый экспонат и сфотографироваться. Что там, XIX век? Вроде недавно, но красиво. Ладно, щелкни меня тут!
*реплики приведены в хаотичном порядке. Как и фото посетителей: не обязательно именно эти люди сказали то, что вы прочитали. Но сказано — было!
«В зале искусства стран Дальнего Востока, наряду с двумя уже экспонировавшимися гравюрами знаменитого японского художника XVIII в. Китагава Утамаро, появились цветные японские ксилографии, созданные в конце XIX в. двумя мастерами: Тоёхара Кунитика в жанре «бидзинга» (изображение красавиц «веселых кварталов») и Огата Гекко. Китайская национальная живопись представлена не только свитками, но и лубочными картинками «няньхуа» (буквально «новогодняя картинка»), а также цветными ксилографиями гениального мастера XX в. Ци Байши," - сообщают в музее. О почти детективной истории их появления мы расскажем отдельно, а пока — разглядываем гравюры. Изящно и стремительно!
«Экспозиция просто сказочная!» — вот еще один отзыв посетителя. Особенно если вспомнить сказку Андерсена «Пастушка и трубочист», где фарфоровый китаец «благословил» на брак влюбленную парочку… А драконы придутся по вкусу юным любителям фентези. Любители детективов о Фандорине Бориса Акунина тоже найдут что-то для себя… Как и поклонники творчества импрессионистов, которых вдохновляла диковинная, невиданная тогда, лишь открывшаяся миру после 250 лет изоляции японская культура.
По материалам пресс-конференции и публикаций на сайте Одесского музея Восточного и Западного искусства, также официальной страницы в фейсбуке. Фото — автора репортажа.