• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Эрмитаж против подделок: новая система маркировки ценностей

Мне нравится1  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Директор Института Модильяни Кристиан Паризо в Риме арестован за подделки, эксперт Русского государственного музея Елена Баснер задержана из-за участия в продаже «фальшивки», в коллекции музея Гуггенхайм - поддельная картина Фернана Леже «Контраст форм»… Наглый «фэйк» проникает в самые известные музеи, а затем и в частные собрания. Даже аукционный дом Sotheby’s дает гарантию атрибуции только на два года. А потом выясняется, что ваш Пикассо, к примеру, просто Пупкин! Коллекционеры лишены сна и аппетита. Но есть и хорошие новости — Эрмитаж представил систему маркировки экспонатов, которая призвана защитить предметы от фальсификации как минимум на полвека.

Полвека покоя
Систему химической маркировки специально для Эрмитажа разработали военные — специалисты Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации. На сегодняшний день внедряется шесть разных видов маркировки: для бумаги, стекла, фарфора, холста, дерева и керамики. Разрабатывается схема и для металла. Срок действия — 50 лет после нанесения.
И хотя с новым уровнем защиты Эрмитаж познакомил только на днях, применяться он стал еще с 2008 года. Именно тогда все экспонаты, которые отправлялись на выставки, начинали в тестовом режиме помечать. Таким образом возможность подмены исключалась. Считается, что толчком для разработки новой системы защиты стал скандал 2006 года — тогда выяснилось, что один из хранителей Эрмитажа долгие годы обкрадывал фонд ювелирных произведений. Теперь же, мало того, что систему защиты разрабатывают военные, так Эрмитаж предлагает расходы на разработку технологии маркирования включить в государственный бюджет.

По требованию Эрмитажа маркировочные составы соответствуют следующим требованиям:

1) они безвредны по отношению к человеку, с учетом временного фактора воздействия на персонал (маркировщиков, реставраторов, сотрудников музея), и посетителей;

2) они безопасны по отношению к музейному предмету, т. е. химически нейтральны на протяжении длительного времени;

3) они существуют в двух модификациях: видимой и невидимой для человеческого глаза;

4) они защищены от подделки и фальсификации.

Для выявления меток на музейных предметах и считывания информации созданы специальные приборы. Ученые уверяют, что по результатам исследований, проведенных в 2007—2013 годах, маркировочные составы можно распространить и на другие музеи России.

Фэйк в законе

Возможно, в крупных музеях каждая десятая картина живописи XX века — самозванка

Вероятно, новая система защиты культурных ценностей заинтересует и иностранные музеи. А то дело дошло до откровенной демонстрации подделок. Так в лондонской The Air Gallery прошла выставка известнейшего фальсификатора живописи Джона Майата. Он писал картины от имени Моне, Матисса, Шагала, Пикассо и других известных художников XX века. Его подельник — лондонский арт-дилер Джон Дру в свою очередь, подделывал сертификаты подлинности. В конце концов, в 1999 году Джон Майат угодил в тюрьму.
А уже через год покаялся, одумался и вовсю использовал свою скандально-печальную славу — открыто создавал и демонстрировал подделки. И их покупали, и сейчас покупают и заказывают. Кстати, самый известный фальсификатор современности полагает, что в крупных музеях каждая десятая картина живописи XX века — самозванка.
В этом мнении его поддерживает Ингрид Хаттон из нью-йоркской Галереи Леонарда Хаттона. Так, по ее словам, в крупных западных коллекциях находится около восьми тысяч подложных русских авангардистов. волна подделок накрыла в 90-х годах прошлого века — как только открылся рынок. Схема проста: вывозили из Европы и США картины, стилистически близкие к работам русских художников, и переписывали под «нужных» русских авторов.
Каталог украденных ценностей
Оригинальный выход в борьбе с воровством и подделыванием предметов искусства предложил известный борец с фэйком Владимир Рощин. Он издал каталог произведений живописи, которые по тем или иным причинам могут быть причислены к подделкам. Уже вышло шесть каталогов. Первый под названием «Внимание, розыск» появился в 2006 г. Благодаря этим каталогам в музейный фонд России были возвращены культурные ценности более чем на 200 млн. рублей.

Например, полотно Жана Леона Жерома «Бассейн в гареме» (1876), которое похитили 13 лет назад из Эрмитажа. Картину прямо днем вырезали из рамы, сложили и вынесли. Страховая стоимость картины превышала $1 млн. После обнародования в каталоге, неизвестные вернули работу, а похитители до сих пор ее найдены.


Что ж, с внедрением новой системы защиты за Эрмитаж мы можем более-менее быть спокойны, по крайней мере ближайшие полвека. Правда, существует вероятность, что в Эрмитаже подделки уже «прописаны». В этом случае, не будут ли они промаркерованы? Таким образом, произойдет очередная легализация фэйка. И где гарантия, что новая система маркировки не попадет в руки мошенников?

Автор: Светлана Лехтман
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится1  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: