school_banner
Регистрация

Гравюры, свет, стекло: необычное искусство физика и лирика Анатолия Мантулы

Мне нравится5       0  
В «Шоколадном доме» (Филиал музея русского искусства в Киеве) открылась выставка необыкновенных картин физика-изобретателя Анатолия Мантулы. Ученый, более 30-ти лет увлекаясь гравюрой, придумал новшество: гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
на стекле плюс внутренний источник света. Вниманию зрителей — стеклянные картины-вариации на сюжеты голландских художников XVII века, иллюстрации к пьесам Шекспира, портреты известных ученых и писателей. Светящиеся картины вызывают море эмоций!
Об авторской технике рассказывает сам художник-изобретатель:
— На этой выставке представлены 25 работ, из них 15 сделаны по моим собственным рисункам, а 9 работ — по картинам известных мастеров. Этот метод я придумал, когда работал в Институте сверхтвердых материалов, который занимается разработкой получения алмазов и обработкой стекла. Тогда у меня и появилась идея, но созревала она долго, только в 1990-е годы я начал создавать картины на стекле.
«Зимний пейзаж» по картине Даниэля ван Хейла, 2014
Гравюры выполнены ручным гравированием рисунка на прозрачном, полупрозрачном или зеркальном стекле. В результате сама матрица становится законченным произведением, а не оттиск на бумаге в традиционном представлении гравюры. За счет материала — стекла, — картина приобретает трехмерное измерение, а внутренний источник света делает их еще более зрелищными и интригующими.
«Замок Муден зимой» по картине Я. Беерстраатена, 2014
Анатолий продолжает объяснять тонкости работы: «Там где нет гравировки — стекло остается темным. В зависимости от глубины гравировки ярче или тусклее светится точка, поэтому картины получаются с разной градацией цвета. В этой картине гравирована первая глава „Медного всадника“: если взять лупу, можно прочитать текст. Она трудоемка — глубину штриха нужно контролировать очень тщательно, и если в картинах без внутреннего света я могу схалтурить, — то здесь полутона очень сложно даются. Ведь „халтура“ заключается всего в нескольких микронах…»
«Петербург Пушкина» по рисунку Р. Яхнина, 2002

— Вначале я сделал гравировальный станок, я ведь физик-инженер. Потом я его сломал и выбросил, потому что если я работаю на станке, то должен грубо скопировать работу другого художника, а у меня индивидуальный подход. Я беру картину, — например, голландца XVII века, — и, глядя на нее, делаю свой рисунок на бумаге, а затем с бумаги перевожу на стекло. Причем при переводе с бумаги на стекло возникают разные сложности. В среднем над одной работой я работаю три месяца, а иногда, бывает, проходит полгода. Я уже три раза модернизировал аппаратуру, но сейчас сосредоточился над решением творческих задач.

А. Мантула «Королева», портрет народной артистки Украины Ирины Дорошенко. Фантазия на спектакль Театра им. И. Франко «Эх, мушкетёры, мушкетёры…» 2004

«Золотой век» голландского искусства — любимый период Анатолия. Восемь пейзажей на выставке выполнены по мотивам великих художников-голландцев. Также свое восхищение выдающимися заслугами, сделанными в 17 веке, художник показал, сделав портреты самых ярких личностей того времени — Галилея, Шекспира и Сервантеса.
Портреты Галилея, Шекспира и Сервантеса, 2004
Выставка открыта до 9 февраля 2016 года.
Комментировать Комментарии  1
HELP