войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Гравюры, свет, стекло: необычное искусство физика и лирика Анатолия Мантулы

В «Шоколадном доме» (Филиал музея русского искусства в Киеве) открылась выставка необыкновенных картин физика-изобретателя Анатолия Мантулы. Ученый, более 30-ти лет увлекаясь гравюрой, придумал новшество: гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
на стекле плюс внутренний источник света. Вниманию зрителей — стеклянные картины-вариации на сюжеты голландских художников XVII века, иллюстрации к пьесам Шекспира, портреты известных ученых и писателей. Светящиеся картины вызывают море эмоций!
Гравюры, свет, стекло: необычное искусство физика и лирика Анатолия Мантулы
Гравюры, свет, стекло: необычное искусство физика и лирика Анатолия Мантулы
Об авторской технике рассказывает сам художник-изобретатель:
— На этой выставке представлены 25 работ, из них 15 сделаны по моим собственным рисункам, а 9 работ — по картинам известных мастеров. Этот метод я придумал, когда работал в Институте сверхтвердых материалов, который занимается разработкой получения алмазов и обработкой стекла. Тогда у меня и появилась идея, но созревала она долго, только в 1990-е годы я начал создавать картины на стекле.
«Зимний пейзаж» по картине Даниэля ван Хейла, 2014
«Зимний пейзаж» по картине Даниэля ван Хейла, 2014
Гравюры выполнены ручным гравированием рисунка на прозрачном, полупрозрачном или зеркальном стекле. В результате сама матрица становится законченным произведением, а не оттиск на бумаге в традиционном представлении гравюры. За счет материала — стекла, — картина приобретает трехмерное измерение, а внутренний источник света делает их еще более зрелищными и интригующими.
«Замок Муден зимой» по картине Я. Беерстраатена, 2014
«Замок Муден зимой» по картине Я. Беерстраатена, 2014
Анатолий продолжает объяснять тонкости работы: «Там где нет гравировки — стекло остается темным. В зависимости от глубины гравировки ярче или тусклее светится точка, поэтому картины получаются с разной градацией цвета. В этой картине гравирована первая глава „Медного всадника“: если взять лупу, можно прочитать текст. Она трудоемка — глубину штриха нужно контролировать очень тщательно, и если в картинах без внутреннего света я могу схалтурить, — то здесь полутона очень сложно даются. Ведь „халтура“ заключается всего в нескольких микронах…»
«Петербург Пушкина» по рисунку Р. Яхнина, 2002
«Петербург Пушкина» по рисунку Р. Яхнина, 2002
— Вначале я сделал гравировальный станок, я ведь физик-инженер. Потом я его сломал и выбросил, потом

— Вначале я сделал гравировальный станок, я ведь физик-инженер. Потом я его сломал и выбросил, потому что если я работаю на станке, то должен грубо скопировать работу другого художника, а у меня индивидуальный подход. Я беру картину, — например, голландца XVII века, — и, глядя на нее, делаю свой рисунок на бумаге, а затем с бумаги перевожу на стекло. Причем при переводе с бумаги на стекло возникают разные сложности. В среднем над одной работой я работаю три месяца, а иногда, бывает, проходит полгода. Я уже три раза модернизировал аппаратуру, но сейчас сосредоточился над решением творческих задач.

А. Мантула «Королева», портрет народной артистки Украины Ирины Дорошенко. Фантазия на спектакль Театра им. И. Франко «Эх, мушкетёры, мушкетёры…» 2004

«Золотой век» голландского искусства — любимый период Анатолия. Восемь пейзажей на выставке выполнены по мотивам великих художников-голландцев. Также свое восхищение выдающимися заслугами, сделанными в 17 веке, художник показал, сделав портреты самых ярких личностей того времени — Галилея, Шекспира и Сервантеса.
Рекомендуемые выставки и показы
Портреты Галилея, Шекспира и Сервантеса, 2004
Портреты Галилея, Шекспира и Сервантеса, 2004
Выставка открыта до 9 февраля 2016 года.