12 января в ЦДХ на Крымском Валу (Москва) в зале 24 открылась выставка Натты Ивановны Конышевой, приуроченная к прошедшему 80-тилетию художницы. Ее работы хранятся в личных коллекциях, музеях и… просто «навалом» в мастерской. Техника «быстрого рисования», узнаваемый стиль, и, вообще, личность самой художницы, известной в арт-тусовке — стоит полюбопытствовать!
Даная
1996
Натта Конышева хорошо известна в художественных и аукционных кругах, но не широкой публике. Ее работы редко вставляются в больших выставочных залах, несмотря на то, что практически все ее картины раскупаются, причем некоторые вставлялись на аукционе Сотбис. Множество работ Натты Конышевой находятся в Третьяковке, в Русском Музее, в собраниях других музеев мира, не говоря уже о частных коллекциях.
С середины 50-х годов прошлого века из-под кисти Натты вышло более 30 тысяч работ.
С середины 50-х годов прошлого века из-под кисти Натты вышло более 30 тысяч работ.
Д. Гордеев. Портрет Натты Конышевой,
70-е годы
С середины 50-х годов прошлого века из-под кисти Натты вышло более 30 тысяч работ.
Ее квартира и мастерская буквально завалены картинами. Это неудивительно: начав утром, Натта редко заканчивает холст позже обеда; еще реже время создания произведения может затянуться до вечера.
Ее квартира и мастерская буквально завалены картинами. Это неудивительно: начав утром, Натта редко заканчивает холст позже обеда; еще реже время создания произведения может затянуться до вечера.
«Как бы я хотела так же писать — спокойно, неторопливо, с верой в Бога. Не получается. Ужасно тороплюсь! Видишь, какое у меня все отрывистое?»
Натта Конышева (из интервью «Ъ», 2000 год)
Натта Конышева (из интервью «Ъ», 2000 год)
Массаж
1992
Натта — тот еще персонаж, еще и с «манией рисования», — могут посчитать случайные зрители. Но в ее «потоке писания» можно разглядеть и реализм, и сюрреализм, примитивизм
и экспрессионизм, зачастую причудливо смешанные в одном полотне. Отчаявшись классифицировать творчество Натты Конышевой, критики когда-то «записали» ее в «советский поставангард». Натта стилистически узнаваема и очень индивидуальна как художник. Ее манера быстрого письма уникальна: это вовсе не случайные «почеркушки»!
Сама Натта, когда говорит о своем творчестве, больше концентрируется не на стилистике картины, а скорее на ее эмоциональном взаимодействии со зрителем. Для этого художница ищет так называемые «ходы». Конышевский «ход» — это символическое или случайное, чаще абсурдное или метафорическое взаимодействие внутри картины. К примеру, висящий на стене колокольчик оказывается в ухе портретируемого, а канделябр на подоконнике превращается в рога на голове какого-нибудь иного персонажа. Обязательное условие — все эти «ходы» динамично участвуют в общей композиции картины.
Семейный портрет
2012, 70×90 см
Даже если Натта пишет чей либо портрет
на заказ, нужно быть предельно осторожным. Она может схватить совершенно неуловимое, неожиданное выражение лица, или же не пройти мимо дефектов, которые заказчик пытается скрыть. И тогда «все пропало»: что-либо изменять на холсте она не станет! Не нравится — не бери, возьмут другие.
Натта за работой. Семейный портрет. Фото из ЖЖ
«Нестандартно!» — говорят посетители. Увидеть фейерверк образов Натты Конышевой можно до 24 января. Еще и зарядиться невероятной энергией тайных «ходов» искрометного и своеобразного художника, чье творчество уже стало классикой.
Титульная иллюстрация: Натта Конышева, «Рождество на Васильевском спуске», нач 90-х