Странник только что покинул планету и продолжил путешествие — уже не в этом мире. А «Новая галерея» (Neue Galerie) Рональда Лаудера в Нью-Йорке говорит о Боуи - вспоминает Шиле. И неспроста…
Ровно год тому мы написали обзор выставки с рассказом о творчестве поп-идола: «Дэвид Боуи как арт-объект: музыкант в искусстве, искусство в музыканте»
Зигги Стардаст ушел в другую галактику. Культовый музыкант, легенда в искусстве нашего времени, Дэвид Боуи скончался 10 января после 18 месяцев борьбы с раком. За два дня до этого — 8 января, в свой 69-тый день рождения, — он успел выпустить новый альбом Blackstar. А последние два года выставки «David Bowie Is», организованные музеем Виктории и Альберта, увидели в Лондоне, Торонто, Сан-Пауло, Париже и Чикагои не только. Везде — рекорды, аншлаги… Вселенная Странника Боуи стала объектом искусства сама по себе.
Эгону Шиле следовали и подражали художники. Дэвиду Боуи — музыканты. Между тем, можно говорить и о влиянии творчества Шиле на Боуи-творца. В посвящении Боуи на странице «Новой галереи» в фейсбуке приводится часть эссе из свежего каталога «Эгон Шиле» — «Незамеченные „Герои“: Шиле как Вдохновение и Влияние».
…После того, как музыкант переехал в Берлин в 1976 году, они с другом, также культовым ныне музыкантом Игги Попом, заглядывали в галереи. Немецкий экспрессионизм
был темой исследования для Дэвида Боуи, он собирал библиотеку, посвященную этому течению в искусстве. Тогда-то и открыл для себя по-настоящему творчество австрийского экспрессиониста (с его эротическими рисунками Боуи был знаком и ранее — менеджер музыканта был настоящим эстетом, и в его доме были альбомы Шиле, Бердслея…). Что ж, в Берлине «Боуи стал увлеченным фаном Шиле», и намеренно копировал позы художника с автопортретов в фотосессии для альбома «Герои». Альбом, часть «Берлинской трилогии», создавался вместе с Брайаном Ино, и считается одним из лучших в творчестве музыканта. А обложка — больше чем просто поза «в подражание Шиле».
Автопортрет с физалисом
1912, 32.2×39.8 см
Фотосессия Боуи для альбома «Герои». Фотограф — Массаеши Сукита (Masayoshi Sukita)
Автопортрет со склоненной головой
1912, 42.2×33.7 см
Автопортрет с черной вазой и расставленными пальцами
1911, 27.5×34 см
Соло на холсте
Боуи не ограничивался «фототрибьютом» экспрессионизму. Осваивая игру на саксофоне, во времена учебы в средней школе Дэвид живо интересовался живописью. Позднее он вспоминал, как угнетало его желание учителей «причесать всех под одну гребенку». Так, они пытались заставить мальчика-левшу рисовать и писать правой рукой. Получив аттестат зрелости, 17-летний Боуи отправился прямиком в рекламное бюро, зарабатывать на хлеб талантом художника.«Ну да, я стал рок-звездой, но я точно так же мог стать и художником. Я и раньше хотел себя выразить в искусстве, но мне показалось, что известным художником мне не стать, ну, я и ушел в музыку» — Дэвид Боуи.
Портрет Дж. О.
1976
Сказать, что Боуи оставил след в искусстве — банально. Все равно, что тоже самое сказать об Эгоне Шиле. Теперь они шагают по звездам своих галактик.