Выставка изумительного колориста, акварелиста Эмиля Нольде — всегда заметное событие. Судьба из тех, что достойны романов и экранизаций, и ошеломляющее видение художника, которое он открывал миру на своих работах… Спешим в Гамбург: узнать истории, которые связывали город и мастера, и посмотреть на ликующую игру линии и цвета. Две сотни работ!
«Эмиль Нольде в Гамбурге» — крупный выставочный проект, который не просто демонстрирует работы художника, собранные из музеев и частных коллекций, но еще и рассказывает интересную историю.
В ложе
1911, 79×69 см
Эмиль Нольде (Emil Nolde, настоящее имя Ганс Эмиль Хансен, 1867 — 1956) родился на территории Пруссии, которая позже отошла к Дании, и, получив датское гражданство, сохранил его до конце жизни. А псевдоним взял в честь родного местечка — Нольде. Художинка знают как «немецкого экспрессиониста», одного из самых выдающихся акварелистов прошлого века. Слава и почет пришли после Второй Мировой, во время которой художник, поначалу убежденный в превосходстве «германского искусства», присоединился к нацистскому движению, вступил в НСДАП. Но именно его «Житие Христа» было в фокусе печально прославившейся выставки «дегенеративного искусства». Более тысячи работ Нольде конфисковали, частично уничтожили, а самому художнику запретили творить. Акварели, создаваемые тайком, он называл «ненаписанными картинами»… История жизни Эмиля Нольде действительно экранизирована, и, к счастью, реалии подарили ему и «хэппи энд»: новую любовь, признание и славу.
Закат солнца
1909, 73×88 см
Поздний период творчества художника считают его «расцветом», так что в Гамбурге мы бы говорили о «ранних экспериментах» Нольде, если бы уже тогда, на заре карьеры, художник не демонстрировал удивительную силу и оригинальность своего видения. Его манера и буйно-красочная палитра узнаваемы уже в ранних работах, созданных в Гамбурге. Сюда он наведывается и останавливается по пути в Берлин, где работал зимой. Именно в Гамбурге Нольде-художник получил и первое громкое признание критиков и публики.
Девушка в саду
1908, 39×36 см
В 1906−7 годах Эмиль Нольде — участник художественного объединения «Brücke» («Мост»), он знакомится с Эдвардом Мунком, и «продвигает» как свое искусство, так и творчество коллег. Он старается знакомиться и общаться с гамбургскими меценатами и искусствоведами, и в Гамбурге в 1910−12 годах прошли его первые, — успешные! — выставки.
Цветник
1915, 73×88 см
В феврале-марте 1910 года Эмиль Нольде несколько недель жил возле порта и создал около 100 работ, которые, впервые почти все собранные вместе, составили «ядро» нынешней экспозиции. Это и цветные впечатления, которыми отличается этот мастер, и графические листы. Работы художника из собственного собрания Kunsthalle, других частных и государственных коллекций — живописные, акварельные работы и деревянные скульптуры — столь полной «местной ретроспективы» искусствоведы не припомнят.
Смерть в пустыне
1912, 86×100 см
Фото экспозиции в Гамбурге
«Главное место в системе его космоса в представленных на выставке работах занимает Эльба. Именно она воплощает душу города, являясь средоточием борьбы природных стихий — ветра и волн. Прекрасно знакомых нам реку и порт на полотнах Эмиля Нольде не узнать — размах и масштаб у них просто океанские. Мощные, порой брутальные, работы художника отражают его особое „мифологическое“ мироощущение, любовь к эпосу древних германцев» — так пишут о выставке на одном из немецких сайтов, вспоминая и марины Айвазовского, и, особенно, поздние работы «предтечи импрессионистов» — Тернера.
Парусник на ветру
1910, 73×88 см
Выставка в Гамбурге продлится до 10 февраля.