Регистрация

Три комнаты, или Шекспир глазами Джейн Остин

Мне нравится3       0  
Можно ли увидеть выставку такой, какой ее могла бы увидеть писательница Джейн Остин больше 200 лет назад? Вы думаете, это невозможно? Ошибаетесь! XXI век позволяет это сделать, причем не выходя из дома, буквально двумя кликами мыши или прикосновением к экрану планшета: указываем путь к легендарной галерее Бойделла!
Жан Пьер Симон, «Виндзорские насмешницы», 1795
«Галерея Бойделла» знакома не только арт-эстетам, но и маркетологам. Уникальное событие в истории искусства и серьезная заявка на объект «массовой культуры», — знакомимся с достижениями далекой эпохи на современном уровне и узнаем поразительные подробности проекта, ставшего культовым еще в старину.
Генри Фюссли, «Король лир». Акт 1, сцена 1

1792 холст, масло, коллекция музея Онтарио
16 декабря 2015 года в сети Интернет произошло знаковое событие: была воссоздана открытая Джорджем Бойделлом 1796-м году в Лондоне «Шекспировская галерея». Все здесь, как два столетия назад: 86 работ выставлены в трех залах — на этот раз виртуальных. Отметим, что в следующем году мир отмечает 400-летие со дня смерти Шекспира, и эта реконструкция воистину «первая ласточка» ожидаемой мировой «шекспиромании».
Жан Пьер Симон, «Ромео и Джульетта», 1792
Проект «Шекспировской галереи» стал продолжением создания виртуальной галереи персональной выставки Джошуа Рейнольдса, с успехом открывшейся в 1813 году. Ее действительно посетила Джейн Остин, о чем писала в своих письмах. Выставка Рейнольдса проходила в том же помещении, что и галерея Бойделла, и авторам виртуальной галереи показалось логичным и правильным объединить эти два проекта в один, а назвали его так: «Что увидела Джейн».
Джеймс Фиттлер, «Зимняя сказка», «Поликсен на сельском празднике». 1792
Американские исследователи из Техасского университета в Остине (назван в честь другого Остина) во главе с профессором Джанни Барчас дотошно восстановили во всемирной сети легендарную выставку. Галерея по адресу Лондон, улица Пэлл-Мэлл, 52, стала культовой более двухсот лет назад, в момент своего открытия. Это была настоящая сенсация георгианской эпохи конца XVIII века. За годы своего существования выставка привлекла громадное количество людей разного класса, приходивших поглазеть на полотна, изображающие жанровые сцены из Шекспировских произведений. Джанни Барчас утверждает: именно после открытия Бойделлом этой выставки Шекспир стал в Англии гордостью нации и знаковой фигурой.

«Это была настоящая шекспиромания георгианской эпохи»
Профессор Джани Барчас — куратор проекта.

Томас Райдер, «Двенадцатая ночь"
1794

Акт 3. Сцена 4
Мальворио: Прелестная графиня! Хе! Хе!
Оливия: Ты улыбаешься? А я позвала
тебя по серьезному делу.
Мария: Что это значит,
что вы являетесь к графине
с таким смешным бесстыдством?

Но выставка Бойделла, помимо безусловного вклада в шекспироведение, еще больший вклад внесла в культуру проведения экспозиций произведений искусства. Это была первая выставка не только для аристократии, но для всех, кто мог позволить купить недорогой входной билет. Галерея была частью, как сказали бы сегодня, «уникального бизнес-плана» для привлечения английского среднего класса; идея состояла в том, чтобы увидев и поразившись большими цветными полотнами, посетитель купил гравюру любимой картины. До Бойделла такого еще не делал никто и никогда. Вход на выставку стоил всего 1 шиллинг.
Жан Пьер Симон, «Много шума из ничего», 1790
Сувенирная лавка при галерее окупала все затраты и приносила прибыль Бойделлу (современные галеристы, берите на заметку!), позволяя ему развивать свой проект и приглашать все более известных художников и гравировальщиков. Кроме того, «это был глубоко национальный проект» — говорит Топа Бройлов, доцент английского языка и исследователь Бойделла, — «на самом деле, покупая гравюру или издание, вы демонстрировали свой патриотизм». Газета того времени — «Times of London», — предсказывала, что имя Бойделла как популяризатора и культурного мецената войдет в историю наряду с Медичи.
Роберт Тью, «Ричард III», 1791
Увы, этого не случилось. Сам Бойделл, утверждавший, что вложил в дело астрономические по тем временам 150 000 фунтов и желавший передать свою галерею в дар нации, был вынужден закрыть ее в 1805 году из-за долгов. Наполеоновские войны, перекроившие Европу, обрушили рынок печатных изданий и людям стало не до прекрасного. Картины галереи были распроданы на долговых аукционах и лотереях. Многие из них считаются утерянными навсегда, оставшись только в гравюрных оттисках.
Билет «Шекспировской лотереи»
Будет ли иметь проект восстановленной виртуальной «Шекспировской галереи» такой же успех, как и 200 лет назад, предсказать сложно, однако шансы есть. Как сказала куратор проекта госпожа Барчас, она уже удовлетворена успехом: на следующий день после открытия она получила на электронную почту редакции отзыв от почтенной дамы с текстом: «Чувиха, спасибо, я буквально рыдала».
Напомним, что год назад в киевском Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, состоялась интереснейшая выставка «Шекспировская галерея» Джона Бойделла", на которой были представлены 35 гравюр из фондов музея. Практически все они хранились в запасниках и были представлены в Украине впервые. К сожалению, эта прелюбопытная выставка уже прошла (однако вспомнить о ней можно благодаря нашему красочному и подробному репортажу в Артхиве).
Жае Пьер Симон, «Как вам это понравится», 1791

Акт 5. Сцена 4
Розалинда: Вам отдаюсь, так как вся я ваша
Орландо: Коль верить мне глазам, вы — Розалинда!
Мы подтверждаем: галерея «сделана круто», так что рекомендуем в два клика пройтись по трем знаменитым комнатам лучшего английского выставочного зала георгианской эпохи. Шекспироманы, «вам это понравится»!
Главная иллюстрация новости: картины из «Шекспировской галереи» Бойделла
КомментироватьКомментарии
HELP