Музей современного искусства Украины запустил не имеющий аналогов арт-проект, еще и трехступенчатый, как космическая ракета. До весны в музее состоятся в общей сложности три большие тематические выставки «из фондов». Мы побывали на стартовой экспозиции, вторая по счету откроется уже 4 февраля 2016 г., третья — 10 марта: организаторы исследуют «Карту искусств Украины: Киевскую школу живописи».
В Украине и сегодня все дороги художников по-прежнему «ведут в Рим»: стать по-настоящему известным можно, только оказавшись в Киеве. Однако о «киевской школе живописи» у нас говорят куда реже, чем о знаменитых одесситах, львовянах или закарпатцах. Проблема состоит в некоторой «размытости» рамок самой киевской «школы». Отнюдь не все художники-киевляне — это киевляне по рождению. И далеко не все приезжие даже через годы жизни в Городе отождествляют себя с Киевом. Еще и знаменитый киевский худин, теперь — НАОМА (который мог бы служить объединяющим звеном) закончили отнюдь не все…
Татьяна Голембиевская, Пейзаж
. 1980-е гг. Холст. масло.
Целых три масштабные выставки «Киевской школы живописи» из коллекции г-на Сергея Цюпко (основателя и владельца Музея современного искусства Украины), стали одной из самых, пожалуй, заметных попыток презентовать «киевскую школу» как законченное явление. В трех экспозициях организаторы планируют представить всего 350 работ 216 авторов, созданных (и творивших) в течение неимоверно долгого, как для нашей истории, периода: в течение 80 лет.
Александр Павлов, Автопортрет
с книгой. Холст, масло, 2006 г.
Гаяне Атоян, Васильки. Холст, масло, 2001 г.
Аким Левич, Прогулка. Холст, масло, 2008 г.
«Наш проект „Карта искусств Украины: Киевская школа живописи. Страница первая“ предлагает зрителям не одну — три выставки. На базе той части своих фондов, которая представляет Киев, его художественную традицию, мы отобрали свыше двухсот художников. Три „страницы“ должны напомнить о тех, кто стоял у истоков создания Национальной Академии Художеств, кто заложил основу нашего собрания. Мы включили работы как выпускников Академии, так и тех художников, кто, получив образование в других академических заведениях нашей страны, вошли в жизнь столицы позже, но с тех пор влияют на творческую среду Киева, формируя „сегодня“ искусства. В выставочный контекст привлекли и мастеров, выехавшим из города, но чьи творческие и человеческие биографии все равно связаны с Киевом. Возможно, наше деление на три части, три „страницы“, условно — хотелось бросить взгляд от современности в наше недавнее прошлое, до тех пор, пока позволяет сама коллекция. С другой стороны, неформальное деление обусловлено еще и тем, что сегодня экспозиционное пространство просто не может вместить материала в полном его объеме. Экспозиционная часть максимально раскрыта в 300-страничном каталоге, который мы издали к открытию выставки», — Ирина Алексеева, куратор выставки.
Михаил Шевченко, На реке. Холст, масло, 1993 г.
Матвей Вайсберг, Автопортрет
. Картон, масло, 1981 г.
Марко Гейко, Вечер в Покровке. Холст, масло, 2001 г.
Марко Гейко, Вечер в Покровке. Холст, масло, 2001 г.
Олег Ержиковский, Человек с приемником. Холст, масло, 1969 г.
Григорий Хусид, Столяр. Дерево, 1982 г.
Григорий Хусид, Столяр. Дерево, 1982 г.
Любовь Рапопорт, Портрет
мамы. Холст, масло, 1976 г.
Сергей Григорьев, Дыхание весны. Холст, масло, 1980 г.
Уже в «Карте искусств Украины: Киевской школе живописи. Странице первой» можно увидеть свыше 100 произведений большинства самых на сегодня известных украинских авторов. Что ж, музей не лишен тщеславия. И, хотя экспонируется живопись «по-старинке» — без затей и фантазии, она просто развешана на стенах, — количество картин перешло в качество.
Уже на этой, первой выставке проекта, даже неспециалист отметит: общее у разных работ очень разных «киевских» (и условно таких) авторов — цвет. Художников, в первую очередь, интересует «формально-изобразитиельная», а не «повествовательная» сторона живописи.
На открытии экспозиции в связи с этим гости отмечали влияние на «киевлян» творчества знаменитого первого ректора Украинской академии искусств, профессора Киевского художественного института Федора Кричевского. Он, да основатель киевской рисовальной школы Николай Мурашко и, конечно же, легендарный Александр Мурашко (еще один основатель украинской Академии искусств), благодаря консерваторам-педагогам из НАОМА, и впрямь по сегодня определяют «лицо» Киевской школы. Правда, в отличие от потомков, сам Кричевский был не чужд злободневным темам.
Уже на этой, первой выставке проекта, даже неспециалист отметит: общее у разных работ очень разных «киевских» (и условно таких) авторов — цвет. Художников, в первую очередь, интересует «формально-изобразитиельная», а не «повествовательная» сторона живописи.
На открытии экспозиции в связи с этим гости отмечали влияние на «киевлян» творчества знаменитого первого ректора Украинской академии искусств, профессора Киевского художественного института Федора Кричевского. Он, да основатель киевской рисовальной школы Николай Мурашко и, конечно же, легендарный Александр Мурашко (еще один основатель украинской Академии искусств), благодаря консерваторам-педагогам из НАОМА, и впрямь по сегодня определяют «лицо» Киевской школы. Правда, в отличие от потомков, сам Кричевский был не чужд злободневным темам.
Владислав Мамсиков, Март. Холст, масло, 2010 г.
Микола Маценко, Из серии «Нефолк». Холст, масло, 2011 г.
Иван Марчук, из цикла «Новые экспрессии». Бумага, авторская техника, 1997 г.
Иван Марчук, Заволкли звуки. Холст, масло, 1993 г.
Иван Марчук, Заволкли звуки. Холст, масло, 1993 г.
Олег Тистол, Автопортрет
N3. Холст, акрил
, 2012 г.
Отметив цвет и несколько имен, вместо долгих описаний мы предлагаем вам самостоятельно оценить работы. «Страница первая» «Карты искусств Украины» стоит того, чтобы ее видели!
Владимир Будников, В Крыму. Холст, масло, 2011 г.
Андрей Блудов, Ширмы в пейзаже. Холст, масло, 2001 г.
Анатолий Криволап, Вечерние рефлексии. (Из цикла «Озеро»). Холст, масло, 2014 г.
Юрий Соломко, из цикла «Казимир Малевич над Киевом». Бумага на ДСП, акрил
, офсет, 2010 г.
Василий Цаголов, Портрет
старика. (Из цикла «У страха глаза велики»). Холст, масло, 2011 г.
Александр Бабак, из цикла «Закарпатье». Холст, акрил
, 2010 г.
Екатерина Корнейчук, Горы Балаклавы. Холст, масло, 2012 г.
Микола Журавель. Холст, масло, 2012 г.
Валерия Трубина, Blue piers. Холст, масло, 2011 г.
Алексей Аполлонов, Мыс Айя. День. Холст, масло, 2012 г.
Максим Мамсиков-мл., Малыш. Холст, масло, 2015 г.
Выставка работает до 31 января 2016 г. Фото — автора репортажа.