school_banner
Регистрация

В киевском НХМУ представляют новый взгляд на искусство шестидесятников

Мне нравится1       0  
«Шестидесятники» — термин в Украине почетный. О национальном возрождении в эпоху «хрущевской оттепели» и его героях пишут учебники. С недавнего времени в Киеве есть даже свой Музей шестидесятых. А вот написанной истории искусства этого периода — нет, как «своего» Музея современного искусства. Свою «заявку» на то и другое подал Национальный художественный музей Украины. «Искусство украинских шестидесятников. Возможность музея» стала больше, чем просто выставкой.
«Среди аналогичных компилятивных проектов этот — самый грандиозный. Помню, как в Нацхуд привезли „Сокровища Тутанхамона“. Очередь из желающих увидеть стояла часа на три… Сегодняшняя выставка „шестидесятников“ для Украины сопоставима именно с той, легендарной!» — основатель и издатель журнала «Изобразительное искусство», художник Виктор Хоменко.
Алла Горская, Виктор Зарецкий, Галина Зубченко, Григорий Пришедько (при участии Василия Парахина и Надежды Светличной). Жар-птица. (Бориветер). Панно. 1967 г.
Мозаичное панно в ресторане «Украина».

Сначала, как обычно, было слово. Весной 2015 года в киевском издательстве «Основы» (при поддержке Stedley Art Foundation) вышел из печати толстенный том под названием «Искусство украинских шестидесятников». Составителями стали молодые искусствоведы Ольга Балашова и Лизавета Герман. И тут же в художественных кругах страны вспыхнула дискуссия. Одни эксперты ругали издание за «поверхностность». Другие, наоборот, радовались появлению «свежего» и незаангажированного взгляда на отечественное искусство 1960-х.

Выставка «Искусство украинских шестидесятников» стало отсроченной во времени «музейной» презентацией и этого издания и, соответственно, «нового взгляда» на историю украинского изобразительного искусства ХХ в. И, кажется, все-таки расставила точки над «и» в споре. Не исключено, что теперь именно «свежий взгляд» молодежи будет формировать отношение к «шестидесятым» внутри страны.
Григорий Гавриленко. Две женщины в природе. 1965 — 1966. Холст, масло. Из коллекции НХМУ.
Григорий Гавриленко. Лето (триптих). 1965 г. Холст, масло. Сумской областной художественный музей им. Н. Онацкого.
— Когда мир стал открытым, когда все мы начали ездить по западным музеям, мы вдруг поняли: собственной написанной истории искусства у нас нет. Есть советские книги, которые не выдерживают испытания временем. Есть, также, отдельные попытки подступиться к теме … В том числе и я в начале 1990-х (в 1993 году) делал аналогичную выставку под названием «Шестьдесят из шестидесятых». Поэтому сейчас мне тем интереснее посмотреть, что же сделали мои молодые коллеги, — рассказал нам во время вернисажа известный искусствовед и куратор Алексей Титаренко. (Его статья «Одинокие драгоценные звуки шестидесятых» также вошла в сборник). — Они — молодцы! «Раскопали» очень много интересного.
Владимир Стрельников. Дом рыбака. 1970 г. Коллекция Анатолия Дымчука
С господином Титаренко оказался полностью согласен основатель и издатель «культового» журнала «Изобразительное искусство», известный художник Виктор Хоменко:

— Я, примерно, представляю, что (и где) у нас есть из картин, и что из этого можно достать. Среди аналогичных компилятивных проектов этот — самый грандиозный, — считает он. — Помню, как в Нацхуд (в 1974 г. — прим ред.) привезли «Сокровища Тутанхамона». Очередь из желающих увидеть стояла часа на три… Сегодняшняя выставка «шестидесятников» для Украины сопоставима именно с той, легендарной! Она — настоящий качественный скачок и для самого музея. Начиная от экспозиционных решений: окрашенных специально под экспозицию стен, наклеенных надписей (то есть, это европейское «представление», концепция). И, собственно, говорю про саму подборку авторов, найденных «ниоткуда»… Все это — эпохально.
Алла Горская. Невеста. 1960-е гг. Коллекция Татьяны и Бориса Гриневых.
В экспозицию вошло около 100 работ 23 авторов из Киева, Харькова, Одессы, Львова и Ужгорода. Среди них — Алла Горская и Валентин Хрущ, Станислав Сычев, Валерий Ламах, Анатолий Сумар, Роман и Маргит Сельские, Вилен Барский и другие.
Роман Сельский. Аккерман. 1960 г. Львовская национальная галерея им. Б.Возницкого.
— Я словно вспомнил себя молодым, — поделился с нами впечатлениями «живой классик» отечественного неофициального искусства Александр Дубовик. Для экспозиции он с женой-художницей Ириной предоставили несколько работ, в частности, автопортрет конца 1950-х. «Море там не» настоящее «, это, скорее, духовный пейзаж,"вообще»" - говорит. Впрочем, оценивать экспозицию теоретик искусств и художник, известный своей интеллигентностью, отказался.
Александр Дубовик. Работы начала 1960-х гг.
Александр Дубовик дает интервью на фоне автопортрета, написанного в юности.
— Хотя я и «внутри» ситуации, могу говорить об определенных открытиях «для себя» после осмотра выставки! — «Теоретик» Алексей Титаренко был категоричен. — Например, это ужгородский художник-авангардист Ференц Семан. О нем мало, кто слышал сегодня. Думаю, что ни в коей Союзе художников он не был, следовательно, нигде не выставлялся… А видим такие сильные работы! Даже не представляю, где коллеги-кураторы это взяли… В первом зале выставки — лично моя любимая работа. «Две женщины в природе» Григория Гавриленко. Это живопись мирового уровня. Его творчество можно сопоставить, разве что, с Джотто. Да, он — наш украинский Джотто. Даже самые маленькие по объему его работы дают ощущение «музыки». Кстати, у меня дома есть небольшая графическая работа Гавриленко. Это — мой талисман, она, словно камертон, настраивает меня на чистое, хорошее.
На вернисажах в Нацхуде всегда очень много людей.
Ференц Семан. Бык. 1967 г. Коллекция Михаила Дурана

Флориан Юрьев всю жизнь развивает идеи «цветомузыки» Скрябина. Его цветные, похожие на коллажи или мозаики, картины — на самом деле, зашифорванные музыкальные пьесы. Каждый значок и цвет обозначает определенную ноту, тональность и т. п.

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
Флориан Юрьев, Под впечатлением от музыки Баха. Паруса времени. Холст, темпера×
Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краски на основе натуральной (растительный сок, казеин, яичный желток) или синтетической (полимеры) эмульсии, которые изготавливают из сухих пигментов (натуральных либо же искусственных). Темперные краски изобрели задолго до масляных. Гробницы египетских фараонов украшают узоры, выполненные темперой. Не случайно её называют самым долговечным художественным материалом. Творцы используют его уже 3 тысячи лет. В России темперой писали до ХVII века.
читать дальше
, 1961 г.
Флориан Юрьев. «Весна священная» Стравинского. 1962 г. Холст, темпера×
Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краски на основе натуральной (растительный сок, казеин, яичный желток) или синтетической (полимеры) эмульсии, которые изготавливают из сухих пигментов (натуральных либо же искусственных). Темперные краски изобрели задолго до масляных. Гробницы египетских фараонов украшают узоры, выполненные темперой. Не случайно её называют самым долговечным художественным материалом. Творцы используют его уже 3 тысячи лет. В России темперой писали до ХVII века.
читать дальше
.
Флориан Юрьев, Троица. 1963 г. Холст, масло. Все работы — собственность автора.
— Я бы хотел выделить картины легендарного Флориана Юрьева, — заметил Виктор Хоменко. — Еще в 1960-тех он исследовал «цветомузыку». В его небольшой квартире-мастерской стоял концертный рояль, на каждой клавише был наклеен свой цвет. Цвета обозначали ноты, и музыку Юрьев играл «из цветов». А вот — Гавриленко, нельзя пройти мимо. Или же работа «Жесть» 1959 Карла Звиринского… Мне было два года, когда он ее создал! А, как художник, я мог бы подписаться под ней и сейчас: это для меня — высший критерий качества.
Карл Звиринский, Жесть. 1959 г. Фанера, жесть, краска. Семейная коллекция.

Карл Звиринский, Жесть. 1959 г. Фанера, жесть, краска. Семейная коллекция.

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
Людмила Ястреб, Карусель. 1971 г.
Елизавета Кремницкая. Верховниская мадонна. 1960-е гг. Картон, гуашь×
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
читать дальше
. Коллекция Эдлуарда Дымшица.
— Конечно, хорошо бы сделать выставку, которая охватывала бы всю нашу историю «неофициального» искусства… Ведь официальные художники сейчас интересны разве что антикварному рынку, — в конце разговора резюмировал добрейший Алексей Титаренко.

Впрочем, кураторы «Искусства украинских шестидесятников» (кроме госпожи Балашовой и Герман, эта честь принадлежит еще и совсем юной Марии Ланко), «замахнулись» на большее, чем просто книга или выставка. Название экспозиции — «Искусство украинских шестидесятников. Возможность музея», — далеко не случайно. Нынешняя выставка «неофициального» искусства 1960-х, по мнению и составителей, и самого Национального художественного музея Украины, где экспонируются картины, должна лечь в основу будущего большого государственного Музея современного искусства Украины. Того самого, о котором все говорят с самого начала нашей независимости. Создание которого, но на базе собственной коллекции, недавно анонсировал и Мыстецький Арсенал.
Маргит Сельская. Опушка. 1960-е гг. Картон, масло. Коллекция Эдуарда Дымшица.
А как же спор? Оппоненты представленного на выставке «нового взгляда» на искусство 1960-х (в котором не нашлось места ни всему огромному пласту соцреалистических работ, ни наивному «протонационализму» 1960-х) на открытии вернисажа активность не проявляли.

Выставка, открывшись в конце декабря и работая до 21 февраля 2016 г., «автоматически» становится не только хитом зимнего сезона, но и ярким акцентом художественной жизни как прошедшего, так и нового года.

Фото - автора материала, также часть иллюстраций предоставлена пресс-службой НХМУ.
Комментировать Комментарии
HELP