В Санкт-Петербургской галерее KGallery с большим успехом прошла первая за сто лет персональная выставка известного художника «серебряного века» Сергея Судейкина. Театральный художник, на счету которого — еще и работы для «культовых» кабаре Петербурга, и оформление журнала «Сатирикон». Работы Судейкина были у Барышникова, ему посвящали стихи Ахматова и Гумилев… Смотрим!
До сей поры работы Судейкина выставлялись в 1929 году в американском Питсбурге, а в России с 1917 года не было ни одной выставки этого весьма примечательного мастера. Чуть ли не «культовый персонаж» ушедшей эпохи, став эмигрантом, он словно потерялся во времени. Последние дни его в Америке прошли в болезни, в бедности… А работы хранятся и в Третьяковке, и в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Бруклинском музее в Нью-Йорке, однако имя художника известно было весьма узкому кругу увлеченных искусством.
Влюбленные при луне
1910
Экспозиция прошла в рамках фестиваля «Дягилев. PS» и на ней было представлено около 50 работ художника из государственных и частных коллекций. Кроме того, — ценное «послесловие»! — наконец был издан роскошный каталог выставки с научными комментариями специалистов русского раннего авангарда. Часть представленных экспонатов были подарены знаменитым русским танцором — Михаилом Барышниковым.
Масленичный Петрушка
25×36 см
Сергей Судейкин начал свою творческую деятельность далеко не однозначно — с временного исключения из Московского института живописи, ваяния и зодчества за демонстрацию рисунков фривольного содержания, «не входивших в учебную программу» (кстати, тогда его исключили вместе с М. Ф. Ларионовым и А. В. Фонвизиным). Впрочем, это был этап ученичества, который помог Судейкину состояться в амплуа театрального художника, а также оформить известные в начале века кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов» — центры питерской культурной жизни Серебряного века.
На счету театрального художника Судейкина, выпускника мастерских Серова и Коровина, оформление десятков театральных и оперных постановок. Среди них были такие, о которых мечтает любой художник-постановщик: «Орфей» Глюка, «Валькирия» Вагнера… В Петербурге он работает с театром им. Комиссаржевской и Малым драматическим, а в Москве сам Мейерхольд привлекает его к работе над своими комедийными спектаклями. Помимо театра, Судейкин выступает в роли художника-оформителя самых популярных журналов той поры — «Весы», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».
иллюстрация - из обзора выставки в ЖЖ
…Участие в выставке «Алая Роза» и позже — основание собственного объединения «Голубая роза»… Участие в славном цехе «Мира искусства» и восхищение творчеством Константина Сомова — «пунктиром» обозначаем некоторые вехи биографии художника. К Октябрьской революции художник стал очень известным среди российской интеллигенции; живи Судейкин в наше время, его бы назвали его «культовым художником».
Спокоен ход простых суровых дней,
Покорно все приемлю превращенья.
В сокровищнице памяти моей
Твои слова, улыбки и движенья.
Анна Ахматова. Сергею Судейкину 1914
Сергею Судейкину посвятил Николай Гумилев свое стихотворение «Путешествие в Китай».
Портрет Нины Шик
1937
В биографии художника Серебряного века, как и положено, переплелись музы, страдания, влюбленности, увлечения… Свадьба в 1907 году с пленительной актрисой, певицей, моделью Ольгой Глебовой — лишь один из моментов насыщенной «пьесы жизни» Судейкина.
«Арлекин и Пьеро: двойной автопортрет», 1927 г.
Гротеск
1907, 54×71 см
Также ее персонажи — «прочие дамы», поэт Михаил Кузьмин, квартировавший у Судейкиных и ставший истинной причиной расставания супругов (им увлекалась отнюдь не Ольга), покончивший с собой, безумно влюбленный в Ольгу юный дворянин Всеволод Князев… Понравилась фраза, прочитанная в одном из обсуждений ЖЖ:
— Потом Вера де Боссе, ставшая позже женой Игоря Стравинского, увела Судейкина у Ольги. Ольга же стала жить с Артуром Лурье, музыкантом.
— Это замечательная фраза. Завтра на свежую голову попытаюсь разобраться…"
— Потом Вера де Боссе, ставшая позже женой Игоря Стравинского, увела Судейкина у Ольги. Ольга же стала жить с Артуром Лурье, музыкантом.
— Это замечательная фраза. Завтра на свежую голову попытаюсь разобраться…"
фото с выставки — со страницы галереи в ВК
Увы, революция изменила все. Сергей Судейкин не принял нового режима, и ему пришлось сначала перебраться из горящих столиц в Крым, затем в Грузию, и, наконец, в Париж. Только там, во Франции, он смог вновь вернуться к оформлению спектаклей; им были созданы декорации к двум спектаклям труппы Анны Павловой. С одной из театральных трупп Судейкин в 1924 году приезжает на гастроли в США, где и остается до конца жизни. Здесь он активно сотрудничает со знаменитой Метрополитен Опера и Игорем Стравинским, оформляет балеты «Петрушка», «Соловей». И даже голливудские продюсеры обращались к художнику за консультациями, когда снимался фильм по роману Толстого «Воскресенье» (1934−35).
Эскиз театрального костюма
XX век
Связь художника с новой Россией была утеряна. Несмотря на активную и плодотворную его работу на Западе, на родине Судейкин был несправедливо забыт. Но, к счастью, времена изменились, и талант этого театрального мастера вновь, пусть и с запозданием, предстает перед зрителями.
Выставка знаменитого русского художника и оформителя Сергея Юрьевича Судейкина прошла с большим успехом, так что, надеемся, стоит ожидать и новых вернисажей.
Главная иллюстрация новости: С. Судейкин, Афиша к гастрольному туру театра-кабаре «Летучая мышь». 1921