Выставка в Музее Маурицхёйс предлагает по-новому взглянуть на шедевры голландских художников XVII века. Зрители смогут не только почувствовать эпоху «Золотого века», но и разобраться в тонкостях ремесла художника, создав собственное селфи в духе старых мастеров. Великолепная экспозиция включает 27 автопортретов: лицом к лицу здесь можно встретиться с Рембрандтом, Яном Стеном, Юдит Лейстер, Карелом Фабрициусом, Герритом Доу. Наслаждаясь изумительными работами, не забываем о конкурсе селфи — победителей ждут ценные призы!
Автопортрет
1669, 65.4×60.2 см
В Голландии в XVII века между художниками была очень жесткая конкуренция. Мастера своими автопортретами должны были обеспечить себе ведущее положение и подтвердить статус лучшего живописца. И автопортрет становился не только портретом художника, а что более важно — заявлением о его мастерстве и таланте.
Обратите внимание на то, как именно тот или иной художник себя представляет зрителям!
Существуют несколько типов автопортретов, и все они представлены на выставке: автопортрет
с атрибутами художника (палитрой, кистями, мольбертом), автопортрет
с натюрмортом, автопортрет
в определенном образе (например, охотника, музыканта или дворянина), и автопортрет с другими членами семьи или же с коллегами.
Автопортрет
XVII век
Автопортрет в образе охотника
1665, 29×22 см
Автопортрет
1665
Юдит Лейстер, выдающаяся художница «золотого века», предпочитала писать детей и жанровые сцены, подсмотренные в кабачках. Желая представить свою персону заказчикам, она изображает себя за работой и выглядит не менее веселой, чем герои ее картин!
Автопортрет
1630, 74.6×65.1 см
Особо примечательным кураторы считают автопортрет
Воскула — он стал «лицом выставки».
На картине художник словно оборачивается к зрителю, внезапно заставшего его врасплох. Ни тени намерений выглядеть получше - слишком запущенные усы, отросшая щетина и растрепанные волосы под шляпой. В этой неподготовленности ко встрече со зрителем есть свой шарм: художник позволяет увидеть себя не при параде. Доверчивость и скромность мастера подкупают, и зритель симпатизирует этому честному и искреннему художнику.
Huygh Pietersz Voskuyl, «Автопортрет», ок. 1638, Галерея Маурициейс, Гаага
Полной противоположностью Воскулу выступает автопортрет
Франса ван Мириса. Художник представил себя в образе джентльмена, успешного и самоуверенного живописца, на пике своей славы. Он изобразил себя за балюстрадой, тем самым установив дистанцию со зрителем.
Франс ван Мирис «Автопортрет», 1667, Полесден Лейси
Франс ван Мирис имел полное право считать себя великим художником. Он учился у Герарда Доу, и в художественных кругах был назван «принцем среди его учеников». В разнообразии и мастерстве автопортретов, ван Мириса превосходит только Рембрандт, как отмечают кураторы.
Франс ван Мирис имел полное право считать себя великим художником. Он учился у Герарда Доу, и в художественных кругах был назван «принцем среди его учеников». В разнообразии и мастерстве автопортретов, ван Мириса превосходит только Рембрандт, как отмечают кураторы.
Автопортрет
в 1919 году приобрела Маргарит Гревилл за 771 фунт (ок. 17 000 фунтов «по нынешнему курсу») на аукционе Кристи. Картина украсила богатейшую коллекцию голландского искусства во дворце Маргарит — Полесден Лейси под Лондоном.
После своей смерти Маргарит завещала свою роскошную виллу со всем собранием государству. Кстати, часть своей редчайшей коллекции ювелирных изделий еще при жизни она подарила королеве Елизавете.
После своей смерти Маргарит завещала свою роскошную виллу со всем собранием государству. Кстати, часть своей редчайшей коллекции ювелирных изделий еще при жизни она подарила королеве Елизавете.
Автопортрет
1645, 65×49 см
Интересно, что идея выставки состоит в том, чтобы преодолеть дистанцию со зрителем.
фото: todayonline.com
Залы оборудованы зеркалами, и зрители могут встретиться «лицом к лицу» с самыми знаменитыми голландскими художниками XVII века. Это напоминает об использовании художниками зеркала для создания собственного портрета. В то же время посетители могут сделать собственное селфи в духе старых мастеров и принять участие в конкурсе.
фото: artwis.com
фото: stijlmeisje.com
Что и говорить, посетители в полном восторге от такой возможности! Каждый выбирает автопортрет
понравившегося мастера и пытается творить как… например Юдит Лейстер!
фото: blog.pelhamcommunications.com
или Рембрандт…
фото: twitter.com
Трех победителей конкурса ждут призы:
1. Комплект линз Olloclip для iPhone 6/6s, 5/5s и Samsung Galaxy, позволяющий снимать с близкого расстояния.
1. Комплект линз Olloclip для iPhone 6/6s, 5/5s и Samsung Galaxy, позволяющий снимать с близкого расстояния.
2. Штатив «Gorillapod» для смартфонов.
3. Каталог выставки.
Благодаря конкурсу выставка автопортретов напоминает о том, что сейчас с помощью телефонов и фотоаппаратов без особых усилий у нас на создание собственного портрета уходит всего несколько минут. А в XVII веке, чтобы показать свою «фотографию», требовалось как следует потрудиться — как минимум несколько лет обучения, затем практика, и, конечно, шлифование мастерства и достижение определенного уровня.
Автопортрет
1637, 76×67 см
Автопортрет
был визитной карточкой художника как мастера, демонстрацией его виртуозной техники, профессиональной подготовки и артистизма, что как раз характеризует автопортрет
Яна Стена.
Автопортрет
1670, 73×62 см
Корнелис Бишоп «Автопортрет», 1668, Музей искусств в Дордхрехте, Голландия
Выставка в музее Маурицхёйс открыта до 3 января 2016 г.
В новости использованы материалы официального сайта музея mauritshuis.nl и culture24.org.uk. Главная иллюстрация — Девид Бейли «Автопортрет
с символами Vаnitas».