Самую престижную и весьма «денежную» премию Великобритании в области современного искусства впервые в ее истории присудили архитекторам. Довольна даже публика, чуждая совриска — особенно обитатели одного из районов Ливерпуля, которые еще и принимали участие в преображении домов и улиц вместе с трудолюбивыми креативщиками Assemble. Что же они придумали? Смотрим!
Одна из самых престижных в мире Премия Тернера (The Turner Prize) названа в честь легендарного английского художника Уильяма Тернера, и присуждается с 1984 года. Она вручается ежегодно художнику, работающему в Великобритании, за лучшую выставку или иную презентацию его работы в течение года. Финалистов выбирает жюри под председательством директора Галереи Тейт. Лауреат премии Тернера получает призовые 25 тысяч фунтов, остальные финалисты — по пять тысяч. В свое время лауреатами Премии Тернера были Люсьен Фрейд, Демиее Херст, Аниш Капур, Крис Офили, Трейси Эмин, Лор Прувос… В последнее время выбор жюри подвергают все более резкой критике, хотя депрессивные видео и странные «объекты» уже прочно вошли в историю совриска. И вот — новый виток: реальный «социальный» проект и архитекторы — такого еще не было!
Да, это вам не Beatles! Ироничное фото, напоминающее знаменитую обложку альбома «ливерпульской четверки» на сайте выставки финалистов Премии Тернера показывает «исходную точку» проекта. Его итоги представлены там же, но главное — в самом городке: как вам некогда «нехорошие квартирки»?
На выставке в Глазго — примеры интерьеров, а также «приборы и материалы», использованные для превращения экс-трущоб.
Схема «до и после» в случае проекта победителей Премии Тернера очень впечатляет.
Улочки района Granby Four Streets, где застройка начиналась еще в 1900-тые, изрядно обветшали, и некоторые дома пустовали. Изначально построенные для разношерстного рабочего люда, они привлекали самых разных обитателей, и со временем здесь сформировалась крупное афроамериканское сообщество — одно из старейших в Англии. После беспорядков в 1981 году домовладельцы массово покидали район, и множество домов были «законсервированы» и предназначены для сноса. Лишенные многих деталей, — как архитектурных, так и интерьерных, — они служили красноречивой декорацией для фоторепортажей в духе «виды заброшенных жилищ».
До тех пор, пока 18 молодых архитекторов с опытом преображений нежилых помещений не задумали Проект. Местная общественность поддержала и идею, и ее реализацию.
В итоге — проект, воплощенный в реальную жизнь, и самая «громкая» и оспариваемая премия Англии The Turner Prize с призовыми 25 тысячами фунтов!
Внешние фасады, домашние очаги внутри, детская площадка, «места для культурного досуга» — преобразование было комплексным.
Описывая работы по оснащению домов, архитекторы подчеркивают, что они старались использовать все материалы, которые находились под рукой, а новые — весьма бюджетные, — преображали согласно своим задумкам в духе современного дизайна. В ход шли и камни, и старая плитка, и дерево из обветшавших участков пола…
Отличный пример для подражания: проект еще не завершен, и его следующий этап — разнообразные мастерские, где люди смогут работать, создавать и продавать креативный «эксклюзив». С получением премии Тернера идея не столь уж призрачная: лучше рекламы не сыскать, и репутация уже, считай, в кармане!
…Да, стул страшноватый. С точки зрения обывателя. Но с точки зрения «элитного жилья в духе совриска с элементами декора стиля „индастриал“» — самое то! Богеме понравится. К тому же — «бренд»: от победителей Премии Тернера!
Экспозиция с проектами четырех финалистов Премии Тернера обосновалась в Глазго в пространстве Tramway. Так, художница Николь Вермерс представила инсталляцию «Инфраструктура», состоящую из стульев с пришитыми к ней шубами.
Выставка финалистов (и победителя!) The Turner Prize 2015 проходит до 17 января. Ну что, шубы или дома?
По информации и фотоматериалам официального сайте Премии Тернера, ресурсов creativereview.co.uk, independent.co.uk, archdaily