Регистрация

Baroque Baroque: иллюзии Олафура Элиассона в роскошном дворце в Вене

Мне нравится3       0  
Искусство, эстетика и мировоззрения двух совершенно разных эпох соединились в Зимнем дворце принца Евгения Савойского в Вене. Там проходит новая персональная выставка датско-исландского художника Олафура Элиассона Baroque Baroque. Он, как никакой другой творец своего поколения, вот уже два десятилетия бросает вызов нашему привычному восприятию. Используя науку, психологию и архитектуру, художник создаёт представление о видимом и ощутимом через движения, проекции, тени и зеркала.
«Пять маленьких маяков» окрашивают окружающее пространство в разные цвета. Свет от каждого проходит через специальную линзу, заключённую в огранённое цветное стекло. Эти приспособления, известные как линзы Френеля, изначально предназначались для увеличения интенсивности света ламп в маяках. «Пять маленьких маяков» стоят близко друг к другу, и их световые поля перекрываются и смешиваются. Эта инсталляция находится в Мраморном зале Верхнего Бельведера по случаю выставки Baroque Baroque в Зимнем дворце. Фото: belvedere. at
«Естественные» материалы — такие как вода, воздух, пар или лёд, — производят некую особую среду, в которой зрители становятся также активными участниками произведений Элиассона.
Свет в инсталляции «Жёлтый коридор» освещает потолок и атлантов на парадной лестнице Зимнего дворца. Фото: belvedere. at
Инсталляции Олафура Элиассона образуют превосходный симбиоз с барочным богатством Зимнего дворца. Увлечение художника явлениями природы сравнимо с той же страстью принца Евгения (1663 — 1736), чьей городской резиденцией была эта жемчужина архитектуры; аристократ был известен как патрон наук и искусства. Удивительное родство между работами Элиассона и окружающей их обстановкой становится очевидным, что приводит к концепции барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
, которое наслаивается само на себя. Отсюда и название выставки — Baroque Baroque.
Инсталляция «Глаз, видящий вас» (2006). Фото: olafurbaroque. at
Экспозиция объединяет избранные произведения из частных коллекций Тиссена-Борнемисы (Мадрид) и Хуана и Патриции Вергес (Буэнос-Айрес), а также новые работы художника.
  • Олафур Элиассон, инсталляция «Органическое и кристаллическое описание» (1996)
  • Олафур Элиассон, инсталляция «Сфера Нового Берлина» (2009). Фото: belvedere.at
Посетителей встречает световая установка «Органическое и кристаллическое описание» (1996). Она заливает стены, пол и потолок сменяющимися волнами синего и жёлтого света, что ослабляет у зрителей чувство устойчивости окружающей среды. В «Жёлтом коридоре» (1997) моночастотный свет ещё больше подчёркивает зыбкость видимого пространства.
  • Олафур Элиассон, инсталляция «Пятикратный тоннель» (2000). Фото: olafurbaroque.at
  • Олафур Элиассон, инсталляция «Ваша общая планета» (2011). Фото: olafurbaroque.at
Оптические аппараты и установки Элиассона — такие, как «Калейдоскоп» (2001), «Сфера Нового Берлина» (2009), «Пятикратный тоннель» (2000) и «Ваша общая планета» (2011) — отражают эксперименты художника с цветом, восприятием, преобразованием и деконструкцией, что особенно интересно в контексте барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
.
Олафур Элиассон, инсталляция «Калейдоскоп» (2001), вид сбоку. Фронтальный вид — главное фото этой новости. Фото: belvedere. at
Особым образом расположенные зеркала, пересекающие анфиладу залов, больше дезориентируют зрителя, сворачивая и разворачивая сложные пространства в своих отражениях. «Желания против чудес» (2015), стальной полукруг, установленный на зеркальной стене в Зале батальных картин, показывает столкновение между реальностью и иллюзиями, образуя полное кольцо. Такие чудеса и парадоксы Элиассона заставляют задуматься и осознать смысл этого загадочного удвоения — Baroque Baroque.
Олафур Элиассон, инсталляция «Желания против чудес» (2015). Фото: belvedere. at


48-летний Олафур Элиассон работает во многих сферах — инсталляциях, живописи, скульптуре, фотографии и кино. Его студия в Берлине, основанная в 1995 году, насчитывает около девяноста специалистов в области архитектуры, науки, инженерного дела и психологии. Они проводят пространственные эксперименты и фиксируют их результаты.


Фото: youngartsmasterclass.org

  • Олафур Элиассон, The weather project. Турбинный зал Tate Modern. Фото: tate.org.uk
  • Олафур Элиассон, водопад на Губернаторском острове из серии «Водопады Нью-Йорка»
С 1997 года персональные выставки Элиассона с большим успехом проходили в таких крупнейших галереях, как Музей современного искусства в Нью-Йорке, Центре Помпиду в Париже и Tate Modern в Лондоне, а также во время Биеннале в Венеции. В 2003 году The weather project, установленный в Турбинном зале Tate Modern увидели более двух миллионов человек. Помимо этого, проекты Элиассона появлялись в общественных местах Копенгагена, Нью-Йорка, Орхуса и других городов.
Выше и ниже: световые инсталляции Олафура Элиассона в Фонде творчества Louis Vuitton в Париже. Фото: dezeen.com
Выставка Baroque Baroque в Зимнем дворце Евгения Савойского продлится до 6 марта 2016 года.
По материалам olafurbaroque. at
Комментировать Комментарии
HELP