Президент США Барак Обама стал настоящим «культуртрегером» вашингтонской резиденции, и новости оттуда — не редкость. Сегодня говорят о картинах Ротко и Хоппера, а ведь раньше стены администрации никогда не украшали столь новаторские полотна. Ныне столовая Белого дома — весьма дорогое арт-пространство, а в восточном крыле идет показ свежего кино-хита «Охотники за сокровищами» Клуни, вопреки намерениям Обамы не влиять на гонку «Оскара» даже косвенно.
Новинки Овального кабинета
Недавно рабочее пространство Барака Обамы пополнилось сразу двумя картинами художника Эдварда Хоппера (Edward Hopper). Это имя прогремело в декабре прошлого года, когда на аукционе Christie’s в Нью-Йорке картина «Восточный ветер над Уихоукеном» (East wind over Weehawken) была продана за $40,4 млн, что почти в два раза превысило эстимейт. Полотно выдающегося американского урбаниста ХХ века, ставшее топ-лотом, напоминает о мрачных 30-х прошлого века: американская улочка с домами, возле одного из которых — табличка «Продается». Барак Обама, принимая жизненно важные для страны решения, созерцает более оптимистичные сюжеты Хоппера. Выбор первого лица страны был сделан в пользу картин «Амбар Кобба» (Cobb's Barns) и «Крепкий дом Кобба» (Burly Cobb’s House,) созданных автором в 1930—1933 годах на полуострове Кейп-Код, где автор с супругой привыкли проводить летние месяцы. Пополнив собранную в Белом доме коллекцию американского искусства, пейзажи украсили юго-восточную стену Овального кабинета, над оформлением которого трудится декоратор Майкл Смит (Michael Smith). Работы позаимствовали у Музея американского искусства Уитни.
Эдвард Хоппер «Крепкий дом Кобба»
Президентский киноклуб
Одним из свежих либеральных решений Барака Обамы в сфере искусства стала отмена моратория на показ фильмов в Белом доме. Закрытая демонстрация ленты «Охотники за сокровищами» (The Monument Men), премьера которой идет по миру в феврале, прошла в восточном крыле резиденции. Ранее табу на киносеансы ввели во избежание лоббирования интересов номинантов на премию «Оскар». Но для киноработы своего приятеля, Джорджа Клуни, (George Clooney) президент сделал исключение. Нет дыма без огня: стоит напомнить, что в свое время актер и режиссер собрал $15 млн для предвыборной кампании американского президента. Эксперты отмечают: фильм не участвует в оскаровской гонке-2014, так как выходит на экраны только в этом году. Так что охота за сокровищами продолжится, Господин Президент!
Для дома, для семьи
В настоящее время постоянная коллекция президентской резиденции насчитывает почти 500 предметов искусства. В Белом доме всегда с пиететом относились к живописи. Так, Долли Мэдисон во время войны 1812 года спасла портрет
Джорджа Вашингтона, написанный Гилбертом Стюартом (Gilbert Stuart). Жаклин Кеннеди позаимствовала из постоянной коллекции одного из музеев восемь картин Сезанна (Cézanne). Хилари Клинтон с боем отстояла абстракцию Джорджии О`Киф (Georgia O’Keeffe) «Гора на Медвежьем озере, Таос» («Mountain at Bear Lake, Taos»), в то время, как критики уверяли, что работа нарушит сдержанную элегантность Зеленой комнаты, созданную полотнами XIX века. Лора Буш убедила комитет, курирующий арт-коллекцию Белого дома, принять в дар картину её современника Эндрю Уайета (Andrew Wyeth), что противоречит правилам: прежде, чем попасть в Белый дом, живопись должна быть выдержана не менее 25 лет. Поэтому, в коллекции резиденции — минимум работ ныне живущих художников.
Интерес Обамы к искусству разгорелся задолго до того, как он занял президентское кресло. Поговаривают, что на одно из первых свиданий мистер президент пригласил будущую жену Мишель в Чикагский Художественный институт.
Сразу после инагурации мистер и миссис Обама составили список из 40 художников, холсты которых желали бы созерцать, и направили его в музей Хиршхорна. А тем временем приступили к «арт-зачистке».
Джорджия О`Киф «Гора на Медвежьем озере, Таос»
Генеральная уборка
Перво-наперво Барак Обама избавился от бронзового бюста Уинстона Черчилля, презентованого посольством Великобритании, заменив его изваянием Мартина Лютера Кинга работы афро-американского скульптора Чарльза Альстона (Charles Alston). Гнуть политкорректную линию продолжили четыре картины афро-американца Уильяма Х. Джонсона (William H. Johnson), среди которых — «Букер Вашингтон. Легенда» («Booker T. Washington Legend») — полотно, на котором изображен бывший чернокожий раб, преподающий урок студентам, а также бытовой портрет
в наивном стиле «Народная семья». Работа современного художника Глена Лигона (Glenn Ligon) «Черный, как я № 2», также угодившая Обаме, является холстом, исписанным фразами из мемуаров Джона Говарда Гриффина (John Howard Griffin), искуственно затемнившего кожу и путешествующего по югу Америки. Эд Руша (Ed Ruscha), другой автор серии остроумных картин с использованием слов, представлен в Белом доме работой о решениях и нерешительности «Я думаю, я…» (I Think I’ll …).
Тем временем, гостиную украсили работы столпов абстракционизма ХХ века — Джаспера Джонса (Jasper Johns) и Марка Ротко (Mark Rothko). Рядом с ними — творения европейских абстракционистов: картина французского живописца с русскими корнями Николы де Сталь (Nicolas de Staël), «Nice» — красный, зеленый и черный акценты на полотне, а также пара разукрашенных квадратов от немца Йозефа Альберса (Josef Albers) под названием «Посвящение площади».
Глен Лигон «Черный, как я № 2»
Йозеф Альберс «Посвящение площади»
Никола де Сталь «Nice»
Эд Руша «Я думаю, я…»
Уильям Х. Джонсон «Народная семья»
Уильям Х. Джонсон «Букер Вашингтон. Легенда»
Советник Президента: что по вкусу Обаме?
Арт-куратор Белого дома Уильям Аллан (William Allan) отмечает интерес Обамы «к американской истории, технике (должное место в коллекции заняло пароходное колесо, созданное в 1877-ом изобретателем из Милуоки Генри Вильямсом (Henry Williams) и творческому духу». Если во времена Буша на стенах президентской администрации томились классические техасские пейзажи, то теперь с них игриво поглядывают растекающийся американський флаг на «Авеню под дождем» (The Avenue in the Rain) Чайльда Хассама (Childe Hassam) и красочная статуя свободы (Statue of Liberty) Нормана Роквелла (Norman Rockwell).
Примечательно, что общественные помещения Белого дома должны обставляться согласно строгим правилам, а вот дизайн личных комнат зависит исключительно от предпочтений главы государства. Может быть, поэтому в административной части здания представлено сплошь реалистическое искусство XIX века. Здесь висят картины Джорджа Катлина (George Catlin) «Индейцы атакуют буйволов» (Indian Attacking Buffalo) и Винслова Гомера (Winslow Homer) «Закат» (Sunset), а также пылятся две бронзовых статуэтки Эдгара Дега (Edgar Dega): «Танцовщица, надевающая чулок» (Dancer Putting on Stocking) и «Поклон» (The Bow).
Чайльд Хассам «Авеню под дождем»
Джордж Катлин «Индейцы атакуют буйволов»
Прочь, плагиат!
А вот картине Альмы Томас (Alma Thomas) «Ватуси» («Четкие контуры») (Watusi (Hard Edge), взятой из коллекции музея Хиршхорна, в Белом доме сказали «нет». Арт-критики безжалостно заподозрили в ней намек на «Улитку» Анри Матисса, котрого автор провозгласила своим главным вдохновителем. Мнение экспертов блоггеры использовали как повод покритиковать вкус и осведомленность президента в искусстве. Но пресс-секретарь Мишель Обамы такую версию причины отказа от картины опровергает: мол, полотно просто не вписалось в интерьер. В отличие от картины Томас «Небесный свет» (Sky Light), которая продолжает украшать президентскую гостиную.
Альма Томас «Ватуси»
Альма Томас «Небесный свет»
Президенту - хорошо, галеристу - лучше!
Интерес президентов к творениям отдельных авторов может иметь политическую окраску. Так, художественным фаворитом Билла Клинтона стал афро-американец Семми Кнокс (Semmie Knox), что вызвало безоговорочное общественное одобрение. В отличие от приобретенной администрацией картины «Строители» («The Builders») Якоба Лоренса (Jacob Lawrence), в которой недремлющие критики сразу учуяли нотки расизма: на ней были изображены афроамериканцы, выполняющие тяжелую работу.
Картины у музеев, частных коллекционеров и галерей высокопоставленные любители современного искусства заимствуют безвозмездно либо приобретают за счет средств, привлеченных от благотворителей. Взятые «во временное пользование» картины президент США обязан вернуть до окончания последнего срока. При этом выбор Обамы может существенно повлиять на оценочную стоимость работ, поэтому в подобном сотрудничестве представители арт-рынка крайне заинтересованы. Так, цена на холсты Тома Лиа (Tom Lea) возросла на 300% после того, как работа «Рио Гранде» (Rio Grande) пришлась по вкусу Джорджу Бушу-младшему. Следует подчеркнуть, что многие коллекционеры, чьи картины находятся теперь в Белом доме, так же, как и Джордж Клуни, предусмотрительно спонсировали избирательную кампанию Обамы, чтобы в будущем поднять полотна в цене! По словам арт-консультанта из Чикаго Бриджит Маккалоу Александр (Bridgette McCullough Alexander), как только коллекционерам становится известно, что господин Обама хочет «заполнить холодильник свежей живописью», с радостью предоставляют ему «продукты».