Сорокалетняя дружба Джорджа Фредерика Уоттса и Фредерика Лейтона стала одним из самых продолжительных и продуктивных художественных партнёрств викторианской эпохи. Хотя оба были признанными живописцами, их неизменно восхищали именно рисунки друг друга. Галерея Уоттса, расположенная в живописной усадьбе неподалёку от Комптона в южной Англии, организовала выставку «Братья в искусстве: рисунки Уоттса и Лейтона».
В экспозиции впервые в истории собраны лучшие шедевры обоих художников — включая и те, что до сих пор ещё не выставлялись на публику.
Джордж Фредерик Уоттс (1817 — 1904) и Фредерик Лейтон (1830 — 1896) на протяжении длительного времени были не только друзьями, но и соседями. Они жили на смежных участках в уникальной колонии художников, построенной в Холланд-парке во второй половине XIX века. У «братьев в искусстве» была общая калитка между садами, и Лейтон каждое утро звал Уоттса, чтобы рассказать о новостях Королевской академии художеств.
Лейтон был членом каждого комитета академии, эдаким активистом-общественником, и в 1878 году в возрасте всего 48 лет был избран президентом. Уоттс был гораздо менее увлечён делами этого заведения, и Лейтон постоянно прикладывал усилия к тому, чтобы его друга не исключили оттуда окончательно.
Слева: Джордж Фредерик Уоттс, рисунок женской головы из «Трансфигурации» Рафаэля (1828)
Однако они оба разделяли страсть к рисованию и были — хоть и по-разному, — очень квалифицированными рисовальщиками.
Для Лейтона рисунок был почти исключительно функциональным. Его эскизы обнажённых сидящих фигур и драпировок создавались исключительно как исходный материал для последующего написания картин. На выставке представлены подготовительные работы для таких шедевров, как «Возвращение Персефоны» и «Античная жонглирующая девушка».
Уоттс также использовал рисунки для разработки своих живописных полотен, но при этом считал, что они сами по себе — средства выражения и произведения искусства. Он был от природы талантливым рисовальщиком, и на выставке представлены эскизы, сделанные им в возрасте всего десяти лет — наряду с теми, что были созданы позже. На эскизах можно увидеть, как художник экспериментировал с новыми техниками, которые затем применял в картинах.
Рисунки Лейтона приводили Уоттса, по его собственным словам, в безграничный восторг. Он лишь желал, чтобы его друг «сохранял в готовых работах больше красоты своих набросков». А после их первой встречи в 1855 году Лейтон заявил: «Уоттс просто изумительный парень, и если у него хватит здоровья, он взует нас всех, если уже этого не сделал».
Выставка «Братья в искусстве» объединяет 70 работ на бумаге из коллекций галереи Уоттса и дома-музея Лейтона. Мастерски исполненные, личные и прекрасные, рисунки раскрывают силу воображения, художественные идеалы и экстраординарные технические способности обоих мастеров. Экспозиция проливает новый свет на одно из самых увлекательных художественных и интеллектуальных партнёрств в искусстве, демонстрирует богатство, разнообразие и значимость викторианского рисунка.
Экспозицию в галерее Уоттса можно посетить до 18 февраля 2016 года.