Пьянство не красит дам, зато вино вполне может украсить не только стол, но и музейную экспозицию. Эту нехитрую истину доказали в киевском Русском музее, открыв, пожалуй, самую эстетскую выставку украинской столицы-2015 под названием In vino veritas. Об успехе проекта, посвященного истории отечественного винопития, свидетельствуют заполненные залы. И просто то, что работу проекта продлили до 15 декабря.
«А надо, чтобы такое чудо было в постоянной экспозиции!» — попивая на открытии хорошее вино от организаторов (редкость для нынешнего экономного Киева!), хором пришли к выводу мои знакомые. Одобрительный гул других почитателей изящных искусств был им ответом. Еще бы! Истина — в том, что в музее, где много лет директорствует харизматичный Юрий Вакуленко, презентованный проект, «посвященный культуре и истории употребления хмельных напитков», кажется поразительно свежим, не банальным и не избитым. Несмотря даже на «вечную» тему. И, конечно, особенно актуален он делается накануне цикла зимних праздников, на которых без «in vino» не обходится.
Павел Сведомский, Погребенные в цветах. Полотно, масло, 1900.
Виктор Васнецов, Евхаристия. Картон к храмовой росписи, холст, масло, 1911 г.
Ажиотаж вызвала не только тема, а и сама по себе подборка работ — живописи, гравюр и литографий, скульптуры, — из музейных фондов, прежде редко, или вообще не выставлявшихся: В. Васнецова, В. Маковского, В. Верещагина, М. Сапунова, С. Соломко, С. Судейкина, В. Котарбинского, Т. Яблонской и др.
Очень удачным можно назвать и композиционное решение экспозиции. В пяти залах Русского музея, составляющих его первый этаж, где обычно и демонстрируют временные проекты, последовательно представлены работы современных художников (отдельный зал), монументальные, масштабные полотна «классиков» (Котарбинского, Васнецова, Судейкина и др.), а специальный зальчик отдан литографиям на тему распития алкогольных напитков XIX века. Живописный ряд дополняют аутентичные фарфоровые фигурки двухвековой давности, посуда. Ну где еще лишний раз увидишь знаменитые «штофы», о которых сегодня мы знаем только из литературы?
Очень удачным можно назвать и композиционное решение экспозиции. В пяти залах Русского музея, составляющих его первый этаж, где обычно и демонстрируют временные проекты, последовательно представлены работы современных художников (отдельный зал), монументальные, масштабные полотна «классиков» (Котарбинского, Васнецова, Судейкина и др.), а специальный зальчик отдан литографиям на тему распития алкогольных напитков XIX века. Живописный ряд дополняют аутентичные фарфоровые фигурки двухвековой давности, посуда. Ну где еще лишний раз увидишь знаменитые «штофы», о которых сегодня мы знаем только из литературы?
Вильгельм (Василий) Котарбинский, Песнь утра. Холст, масло, кон. XIX — нач. XX вв.
Тематически In vino veritas - это путешествие в историю винопития, начиная с древних греков. Через XIX век с его простонародными «корчмами» и «сбитенными», что для нас сегодняшних — полная экзотика, — и до позднесоветского периода, когда официальное изобразительное искусство с удовольствием живописало застолья. Эдакие, почти фольклорные грузинские, в духе Пиросмани.
А вот чего никогда не делали наши художники — так это не осуждали пьяниц. А, судя по картинам, зарисовкам, литографиям, относились к ним добродушно-иронически. Красные носы, гротескные позы и хитрые прищуры выпивох-солдат (один из бродячих сюжетов живописи своего времени) на картинах заставляют, разве что, посмеяться над несовершенством человеческой природы. И вспомнить любимые в народе байки и сказки про хитрецов-трикстеров, которые, в итоге, остаются в выигрыше при любых обстоятельствах.
А «картинки» (литографии) вроде тех, что представлены в серии, посвященной питейным заведениям Киева авторства Адама Винсанта, когда-то висели чуть не в каждом доме «попроще». Веселили души мещанского сословия (и крестьян) — и вместе с тем, приобщали «народ» к высокой культуре. Вот, правда, угадать, что изображен у того же Винсанта именно город на Днепре, сложно: изображения унифицированы. Зато, отчасти, напоминают знаменитые «Времена года» Брейгеля.
А «картинки» (литографии) вроде тех, что представлены в серии, посвященной питейным заведениям Киева авторства Адама Винсанта, когда-то висели чуть не в каждом доме «попроще». Веселили души мещанского сословия (и крестьян) — и вместе с тем, приобщали «народ» к высокой культуре. Вот, правда, угадать, что изображен у того же Винсанта именно город на Днепре, сложно: изображения унифицированы. Зато, отчасти, напоминают знаменитые «Времена года» Брейгеля.
Владимр Маковский, Потихоньку от жены. Холст, масло, 1872.
Что касается интересных «деталей» — так только ради них (если уж совсем равнодушен именно к Васнецову и Маковскому с Катарбинским) можно ехать в Русский музей. И пробыть там… В общем, долго. Вы, например, знаете, что сюжет, когда жена-крестьянка волочит домой пьяного супруга, а за ее подол цепляются дети мал-мала меньше, увековечен не только в живописи и лубке, но и послужил основой для фарфоровой скульптуры? «Пьяные» украшения для гостиной представляют собой небезынтересную часть «винной» коллекции.
А вот, в следующем зале — актуальное искусство, но… советских 1930-х годов. Нет, это не кубизм с прочими «формализмами». На картине Натальи Нестеровой «В парке», рисунке Иосифа Гольдберга «Хулиган» — пьяные асоциальные типы своего времени. Изменяя многовековой традиции, к людям «с глазами кроликов» советское официальное искусство оказалось критично и беспощадно. И потому нетрезвый тип в окружении трезвых сограждан, и праздная молодежь, пьющая в парке, подальше от глаз милиции (так вот, когда это стало общенациональным видом проведения досугов!), больше всего похожи на… карикатуры. Памятные нашим читателям средних лет и старше по журналу «Крокодил» (или его украинскому аналогу под названием «Перець»).
А вот, в следующем зале — актуальное искусство, но… советских 1930-х годов. Нет, это не кубизм с прочими «формализмами». На картине Натальи Нестеровой «В парке», рисунке Иосифа Гольдберга «Хулиган» — пьяные асоциальные типы своего времени. Изменяя многовековой традиции, к людям «с глазами кроликов» советское официальное искусство оказалось критично и беспощадно. И потому нетрезвый тип в окружении трезвых сограждан, и праздная молодежь, пьющая в парке, подальше от глаз милиции (так вот, когда это стало общенациональным видом проведения досугов!), больше всего похожи на… карикатуры. Памятные нашим читателям средних лет и старше по журналу «Крокодил» (или его украинскому аналогу под названием «Перець»).
Адам Винсант, Сбитенная. Литография
. 1801−1842 гг.
К счастью, плакатное изобличение пьянства, как порока, в отечественной живописи не прижилось. Ценители искусства и эстеты, несомненно, куда больше времени, чем перед «Хулиганом», проведут возле неброской, на первый взгляд, акварели «1 января 2001 года» Татьяны Ниловны Яблонской. Очень пожилая, пережившая инсульт знаменитая художница нашла в себе силы чуть не заново обучиться живописи. И — радоваться жизни, одновременно, думая о вечном. У «новогоднего» рисунка «поздней» Яблонской — привкус хорошего вина и… философии. Впрочем, как и в целом у выставки In vino veritas. А какие детали откроете на ней для себя вы?..
Тетяна Яблонская, 1 января 2001 года. Акварель
, 2001 г.
Выставка работает до 15 декабря 2015 г.
Фото — с официальной странички Русского музея в Фейсбук, cultprostir.ua