Регистрация

Пока горит свеча: уникальная ретроспектива Годфрида Схалкена в Кёльне

Мне нравится4       0  
Дама смотрит в зеркало в мягком свете свечи — гордая, возможно, несколько нахальная и, несомненно, загадочная. Не многие художники, подобно нидерландскому живописцу и графику Годфриду Схалкену, были способны передать на холсте такие волшебные моменты настолько сильно, что они по-прежнему привлекают внимание три столетия спустя.
Музей Вальрафа-Рихарца в Кёльне организовал первую в мире ретроспективу творчества Схалкена, предложив заново оценить искусство этого забытого мастера эпохи барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
.
Тонкость, с которой Схалкен передавал свет на своих картинах, — будь он естественным или искусственным, — всегда очаровывала зрителей. Но не только рафинированные световые эффекты были отличительной чертой его творчества. В его работах присутствуют элегантность, чувственный призыв, разнообразие тем и блестящая техника, — всё это помогло ему завоевать репутацию в Европе и стать одним из самых богатых художников своего времени.
Годфрид Схалкен. Автопортрет

Годфрид Схалкен родился в 1643 году в семье протестантского пастора, и ничто не предвещало его творческой карьеры. Но девятнадцати лет от роду он поступил в мастерскую к Герриту Доу — знаменитому основателю собственной «лейденской школы». Карьера Схалкена продолжалась в Дордрехте, Лондоне, Гааге и Дюссельдорфе. Он разработал уникальный стиль, который отличается образностью и красочностью, необычной интерпретацией известных мотивов и яркими цветовыми и световыми эффектами.

Слева: Годфрид Схалкен, «Автопортрет» (1679)

Годфрид Схалкен. Благовещение
Годфрид Схалкен. Предательство Иуды
  • Годфрид Схалкен, «Благовещение» (1665). Музей Пола Гетти
  • Годфрид Схалкен, «Предательство Иуды» (1670). Музей Прадо
Несмотря на политические и экономические трудности, а также удручающее состояние рынка искусства, картины Схалкена приносили доход и вошли в самые прославленные коллекции. Амбиции и успех художника чётко отражены на его автопортретах, некоторые из которых представлены на выставке. Его международной известности способствовали такие венценосные клиенты, как великий герцог Тосканы Козимо III Медичи и курфюрст Иоганн Вильгельм Пфальцский.
Художника ценили не только монархи, но и такой знаток искусства как Иоганн Вольфганг фон Гёте. Однако со сменой вкусов в XIX веке элегантные жемчужины нидерландского живописца потеряли привлекательность и были забыты. Из-за этого в наши дни имя Годфрида Схалкена находится в списке великих неизвестных мастеров Золотого века нидерландской живописи.
Годфрид Схалкен. Молодая женщина с голубем
Годфрид Схалкен. Бесполезное моральное назидание
  • Годфрид Схалкен, «Молодая женщина с голубем» (1685). Маурицхёйс
  • Годфрид Схалкен, «Бесполезное моральное назидание» (1685). Маурицхёйс
Иллюстрация ниже: Годфрид Схалкен, «Женщина, плетущая венок» (1675 — 1680). Национальная галерея искусств в Вашингтоне
Годфрид Схалкен. Женщина, плетущая венок

Теперь посетители музея Вальрафа-Рихарца — одной из крупнейших галерей Германии — могут в деталях рассмотреть более восьмидесяти полотен, предоставленных ведущими галереями мира. Кураторы проделали поистине титаническую работу, договорившись с государственными и национальными музеями в Копенгагене, Лондоне, Эдинбурге, Дублине, Праге, с галереей Уффици во Флоренции, Рейксмюзеумом в Амстердаме, галереей Маурицхёйс в Гааге, музеем Ашмола в Оксфорде, Кунстхалле в Гамбурге, Картинной галереей Дрездена, Галереей старых мастеров в Касселе, другими учреждениями и частными коллекционерами.

Ретроспектива Годфрида Схалкена в Кёльне продлится до 24 января 2016 года.
По материалам официального сайта музея Вальрафа-Рихарца и artdaily.org. Главная иллюстрация: Годфрид Схалкен, «Девушка со свечой» (фрагмент)
КомментироватьКомментарии
HELP