Жан-Оноре Фрагонар обзавёлся усами, Винсент Ван Гог отказывается покидать университет, Ай Вэйвэй просит подарить ему конструктор, а у Christie’s поселился паук. Как нелепо ни звучали бы эти утверждения, за каждым из них кроется нешуточное событие, которое обсуждают поклонники искусства и мировые СМИ.
Работы, пострадавшие от рук вандала в музее-усадьбе Фрагонара в Грассе. Фото: via Le Parisien
Неприятность постигла Музей-усадьбу Жана-Оноре Фрагонара во французском Грассе спустя всего несколько месяцев после завершения реставрации. Неизвестный вандал исчеркал фломастером и шариковой ручкой работы из коллекции музея: картины Франсуа Жерара, Франсуа-Андре Винсана, а на автопортрете Фрагонара неуклюже пририсовал усы. Кроме того, в центре одной из работ теперь зияет дыра.
Автопортрет
1770
С 25 сентября злоумышленник несколько раз наносил увечья бесценным картинам, однако огласке дело предали только через месяц, когда о нем заявил мэр Грасса. Теперь власти города, которому последние 20 лет принадлежит дом, приютивший опального художника в конце XVIII века, будут разбираться с вандалом в суде.
Мотивы преступника пока неизвестны, но если он стремился к сомнительной славе, то, похоже, прогадал — его имя держат в секрете.
Ночное кафе
Сентябрь 1888, 72.4×92.1 см
«Ночное кафе» Винсента Ван Гога останется в Йельском университете: апелляционный суд подтвердил прошлогоднее решение судьи из Коннектикута, который отказался оспаривать законность национализации картины советской властью.
«Ночное кафе» было написано в 1888 году и спустя 20 лет приобретено известным промышленником и коллекционером Иваном Морозовым, чей правнук Пьер Коновалов сейчас претендует на обладание полотном. Йельскому университету «Ночное кафе» досталось в 1961 году по завещанию Стивена Кларка, коллекционера, купившего его в Нью-Йорке.
Защищая свои права на картину, которую сейчас оценивают в 200 миллионов долларов, университет подал в суд и в прошлом году выиграл дело; апелляция также не принесла успеха Коновалову, вынужденному отказаться от жемчужины из коллекции своего прадеда.
Поклонники Ай Вэйвэя пришли на помощь художнику-диссиденту после того, как Lego отказалась предоставить ему наборы для моделирования. Фото via The Times
Китайский художник Ай Вэйвэй предлагает всем желающим собрать для него конструктор. Материалом для новой работы, который компания Lego отказалась продавать диссиденту, решили поделиться многочисленные почитатели Вэйвэя. Пункт сбора в виде красного автомобиля установили в саду мельбурнской Национальной галереи Виктории — в декабре этого года Вэйвэй планирует организовать здесь выставку, где и представит свой лего-проект, посвященный свободе слова.
Помощник Ай Вэйвэя выкладывает из кирпичиков Lego портрет
для выставке в бывшей тюрьме Алькатрас в 2014 году. Фото: selectism.com
Конструктор Lego — уже привычный материал для Вэйвэя: ранее в заброшенной тюрьме Алькатрас он демонстрировал 176 сложенных из кубиков портретов политических заключённых и беженцев.
Наборы Lego для Вэйвэя принимают также в Лондоне — в Королевской академии художеств и галерее Лиссон.
А в нью-йоркском «Кристис» на Хэллоуин посетителей решили попугать гигантским пауком. Трехметровая бронзовая статуя выставляется возле аукционного дома с 31 октября по 12 ноября, там же ее планируют и продать за 25−35 миллионов долларов.
«Паук» 1996 года — третья в серии из шести работ французско-американской художницы и скульптора Луизы Буржуа. Он был анонимно приобретен нынешним владельцем в 1997 году и выставлялся в Милане, Бостоне, Санкт-Петербурге и многих других городах. Грядущая продажа обещает побить установленный самой же Буржуа рекорд стоимости скульпторы, созданной женщиной: в 2011 году еще один «Паук» был продан за 10,7 миллионов долларов.
Фото via news.artnet.com
И пусть потенциального покупателя не смущает устрашающий вид скульптуры — ведь на самом деле она отражает ассоциации Луизы Буржуа с материнством в позитивном ключе: деловитость и неутомимость — вот ключевые черты!
Серию, созданную с 1994 по 1999 год, венчает стальной паук почти десятиметровой высоты с ласковым именем «Мама».
Автор: Геннадий Кац по материалам news.artnet.com и theguardian.com