Автор «искусственного кубизма», американец Джордж Кондо после жизненного перелома не только поменял взгляды на свое искусство, но и стратегически распределил силы по всему Лондону. В феврале началась массированная атака на неравнодушных к искусству обывателей — в британской столице открылось сразу две его выставки. Галерея Скарстедт с нескрываемым удовольствием (как указано в пресс-релизе) открыла экспозицию его новых работ тушью на бумаге (внезапно Кондо изменил своему пристрастию к маслу и холсту). И практически так же поступила галерея Саймона Ли, объявив сольную выставку художника.
Имя Кондо (George Condo) довольно давно примелькалось в арт-тусовке: в 80-х он подружился с обитателями фабрики Энди Уорхола (Andy Warhol) — художниками Джулианом Шнабелем (Julian Schnabel), Жаном-Мишелем Баския (Jean-Michel Basquiat) и Китом Харингом (Keith Haring), а также сотрудничал с культовыми битниками — Берроузом и Гинзбергом. О нем сняли документальный фильм, и сегодня Кондо считают заслуженно известным на века даже среди смутных и меняющихся приоритетов современного искусства. Во всяком случае, его работы были приобретены даже для коллекции Королевы Великобритании, а выставки проходят в крупнейших музеях мира.
Наиболее известны его работы, которые выглядят подобно произведениям старых европейских мастеров, но содержат какую-то гротескную современную деталь: Рембрандт (Rembrandt) превращается в дымящегося клоуна, Франс Халс (Frans Hals) — в перекрученного официанта. А как вам «портреты» — вымышленные герои окружения несуществующего персонажа, да и сам мифический Жан-Луи, изображенный в стиле кубизма? Сегодня Кондо не брезгует коммерцией: он разработал дизайн обложки для альбома рэпера Канье Уэста и моделей сумок для Ким Кардашьян.
Когда-то Джордж Кондо характеризовал свое творчество как «искусственный реализм», но сегодня он говорит, что это — «психологический кубизм». Дело в том, что представленные работы созданы весной-летом прошлого года. А в самый разгар этого периода, в мае, художник пребывал на грани жизни и смерти: говорит, иммунная система дала сбой и он чувствовал себя «странно». «Как, еще более странно, чем обычно?» — сам собой напрашивается вопрос, когда смотришь на его крайне экспрессивные работы. Потом дела со здоровьем стали ухудшаться: Кондо приехал в Берлин, где попал в больницу с тройной пневмонией после заражения болезнью легионеров. Он бредил несколько дней, похудел на 7 килограммов и, по его признанию, «почти умер».
Представленные работы в узнаваемой манере художника (соединение диснеевских мультфильмов и сюжетов Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon)) изображают людей, которых ослабленный художник видел в больничных галлюцинациях, а также метафорические фигуры-образы внутренней раздробленности. Это очень тревожные картины, они внушают дискомфорт. Но разве искусство должно быть удобным?
Подготовила Юлия Власкина