"Художественные сокровища России": шедевры русской старины - на выставке из частных коллекций
От Брюллова до Саврасова
, Рериха и Айвазовского — с 14 ноября
«Центр искусств. Москва» открывает выставку с помпезным названием
«Художественные сокровища России». Оправдан ли пафос? Наверняка! Как уверяют организаторы
, «впервые за сто лет коллекционеры и ценители искусства объединились для того
, чтобы показать миру ранее сокрытое от зрителей драгоценное собрание шедевров» русского искусства XIX — начала XX веков
, от икон до живописи модерна. Знакомимся с экспозицией!
«Зрителя ждут более трех сотен экспонатов, включая впечатляющие полотна кисти Васнецова, Нестерова, Шишкина, Левитана, Айвазовского, Петрова-Водкина, предметы интерьера императорской и дворянских семей, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение, а также драгоценные иконы, которые спустя почти столетие странствий вернулись на родину, чтобы предстать перед публикой во всем своём великолепии»…
«Выставка обещает стать не только заметным культурным событием
столицы
, но и личным потрясением даже для самого искушённого зрителя» — говорится в анонсе на
официальной странице мероприятия.
Обложка (1901 год) и титульный лист (1903 год) журнала «Художественные cокровища России». Художник — Иван Билибин
«Художественные cокровища России» — именно так назывался один из самых известных журналов, посвящённых русскому искусству, который выпускался до 1917 года по инициативе Императорского Общества Поощрения Художеств. Литераторы и художники объединили усилия для возрождения интереса к наследию отечественных мастеров, развития художественной культуры широких масс. Мы можем вспомнить, правда, не столь далекое прошлое — репродукции из журнала «Огонек», которые многие вырезали, собирали, вставляли в рамочки… Что ж, эстафету лучше перенимать от «первоисточника», так что обращаем внимание на «Центр искусств. Москва» и осматриваемся на выставке.
Степан Бакалович. «Свадьба в Помпее», 1899. Фрагмент.
Всего на выставке «Художественные cокровища России. Лучшее из российских собраний: от иконы до живописи модерна» представлено более 300 предметов искусства: иконы работы известнейших иконописцев в оригинальных окладах, полотна прославленных художников, выполненные в технике масла, темперы, гуаши, графические работы, а также предметы декоративно-прикладного искусства.
Экспозиция выстроена так, чтобы зритель получал цельное впечатление от каждого из залов, вместе с неким настроем и зарядом эмоций.
Павел Брюллов, «Крымский порт».
Осмотр начинается с холла «Природа Крыма»: морские и горные пейзажи Иосифа Крачковского, Ивана Вельца, Владимира Орловского, Гавриила Кондратенко заставляют забыть о городской суете и погрузится в созерцание. И, подчеркиваем — это просто пейзажи…
Владимир Орловский. «В знойный день», 1880 г.
Богоматерь Всех Скорбящих Радость, вторая четверть XVIII века.
Москва, мастер традиции Оружейной палаты. Фрагмент.
Большой интерес знатоков вызывают три следующие зала, посвященные иконам. Здесь экспонируются, в частности, подписные иконы с именами Василий Гурьянова, Осипа Чирикова и других мастеров из прославленных династий. Составляющая иконы — ее оклад, — тоже произведение искусства: украшенные филигранью, эмалями и полудрагоценными камнями, они были созданы лучшими мастерами знаменитых мануфактур, такими как Иван Тарабров, Павел Овчинников. Здесь же представлены произведения религиозной живописи периода русского модерна — полотна Виктора Васнецова и Михаила Нестерова.
Виктор Васнецов
«Богоматерь с младенцем на престоле», 1900-начало 1910-х гг
Тимофей Нефф. Великой княжны Марии Николаевны в виде ангела со свечой и кадилом. Фрагмент.
Осип Чириков. «Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)». 1896 г.
Дерево, , творёное серебро и золото
Зал «Сокровищница» посвящен предметам кабинетного интерьера из хрусталя и малахита, принадлежащих знатным особам и членам царской семьи. Затем — анфилада! Экспозицию открывают картины Ивана Шультце — «признанного гения светотени». От милых сердцу русских пейзажей проходим к батальным сценам, и далее — в зал Айвазовского.
Иван Шультце. «Оливковая роща». 1920−30 гг.
Алексей Саврасов. «Сельский вид в окрестностях Москвы при закате солнца», 1858 год.
Это, пожалуй, одна из самых обширных коллекций полотен Ивана Айвазовского в Москве, открытых для публичного посещения. Техническое оснащение зала позволяет зрителям постигать искусство не только зрительно: изображения гениального мариниста дополнены звуковыми «спецэффектами».
Впереди еще много залов, много шедевров — предоставляем вам возможность лично убедиться, что выставка действительно хороша, — и снова заманиваем именами. Карл Брюллов, Алексей Харламов, Фёдор Матвеев, Борис Кустодиев, Григорий Чернецов, Василий Перов, Илья Репин, Константин Маковский, Василий Верещагин…
Владимир Маковский, «На пароходе». 1901−1902
И все эти полотна — по большей части из частных коллекций, которые десятилетиями бережно хранились вдали от суеты времен.
Илья Репин. «Неаполитанка», 1894. Фрагмент.
Александр Киселёв. «По Оке — к вечеру». 1894.
Василий Верещагин. «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе князя Василия Тёмного», 1861 г
Итак, «Центр Искусств. Москва» увидел яркую тему для масштабной экспозиции и успешно ее реализовал, а также продолжил дело художественно-просветительских объединений рубежа XIX—XX веков. Что ж, за три месяца работы экспозиции, — с 14 ноября по 14 февраля — культурная миссия показать «Художественные cокровища России. Лучшее из российских собраний: от иконы до живописи модерна» вполне выполнима.
Главная иллюстрация: Николай Рерих, «Палаты царя Берендея», 1912.
Эскиз декораций к постановке пьесы Александра Островского «Снегурочка».
Все иллюстрации материала — с официального сайта выставки и страницы «Центр искусств. Москва» в соцсети фейсбук.