Эвелин Данбар была единственной в Великобритании женщиной-художником, состоявшей на государственной службе во время Второй мировой войны. Однако после того, как она умерла в 1960 году, её студия была демонтирована, а картины проданы или переданы семье и друзьям. Отыскать 500 утерянных шедевров помог… эпизод из телепередачи.
Теперь многие полотна, найденные на чердаке фермерского дома, стали основой ретроспективы «Эвелин Данбар: потерянные работы» в галерее Паллант Хауз в Чичестере.
Вязание снопов
1940
Вновь открытые картины Эвелин Данбар присоединятся к целому ряду произведений искусства, которые недавно опять стали достоянием общественности. В их числе — акварели Альфреда Маннингса, обнаруженные в старом сарае, эскиз к «Пламенеющему июню» Фредерика Лейтона, висевший в спальне старой герцогини, и пара работ Джона Дункана Фергюсона, найденная на чердаке во Франции.
Выше: Эвелин Данбар, «Автопортрет» (фрагмент), 1930
Девочка и птичья клетка
1934, 35.2×26.2 см
Потерянные картины и рисунки обнаружила племянница художницы Ро Данбар благодаря… телевизионной передаче «Антикварные гастроли». Два года назад эксперты телешоу оценили холст Данбар приблизительно в 40 — 60 тыс. фунтов стерлингов (62 — 93 тыс. долларов), хотя предположили, что это «неизвестный художник».
Как рассказала Ро газете The Guardian, после просмотра эпизода она решила исследовать чердак на ферме, хотя предполагала, что хранящиеся там картины принадлежат кисти матери Эвелин.
Девушки из «Земледельческой армии» готовятся ко сну
1943, 50.8×76.2 см
Призвав на помощь ещё одного племянника Данбар, Кристофер Кэмпбелл-Хауза, который искал потерянный работы тётки, Ро исследовала художественной клад.
Э. Данбар, «Доильная практика с искусственным выменем» (1940)
Работы оказались в удивительно хорошем состоянии. Несмотря на 50 лет небрежного хранения, лишь некоторые нуждаются в незначительной реставрации и чистке.
Столовая женской «Земледельческой армии»
1939, 22×22 см
На чердаке были картины, написанные во время Второй мировой войны для «Земледельческой армии» (женской организации, члены которой работали на фермах, — ред.), а также портреты маслом, созданные на основе рисунков тушью. Они предназначались для иллюстрации «Дневника садовода», выпущенного журналом «Сельская жизнь».
До сих пор несколькими полотнами Данбар владели галерея Тейт Британия и Имперский военный музей, но долгие годы они находятся в запасниках. Находка Ро в два раза повысила количество известных работ художницы. Ретроспектива в Паллант Хауз состоит из этих картин и картины «Осень и поэт», обнаруженной экспертами «Антикварных гастролей» и ныне хранящейся в Музее города Мейдстон.
Осень и поэт
XX век
Ро Данбар пока помалкивает о том, собирается ли она продать произведения своей тёти. «Больше всего, меня радует, что она получит то признание, которого заслуживает», — говорит счастливая родственница.
Альфа
1957, 77.5×130 см
Выставка «Эвелин Данбар: потерянные работы» в галерее Паллант Хауз продлится до 14 февраля 2016 года.
По материалам artnet.com, pallant.org.uk и bbc.co.uk. Гавная иллюстрация — Эвелин Данбар, «Омега» (1957)