Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне с 22 октября представляет ошеломляющие образы, созданные 500 лет тому блестящим мастером итальянского Ренессанса Карло Кривелли. Первая ретроспектива художника в США, знаковые работы из музеев мира, отреставрированная картина «Святой Георгия и дракон», а также воссозданный алтарный полиптих Porto San Giorgio — сделано все, чтобы выставка стала событием года в Америке!
Святой Георгий
1472, 97×34 см
Карло Кривелли (Carlo Crivelli, oк. 1430, Венеция — ок. 1495, Асколи Пичено) жил давным-давно, и о сего судьбе сегодня мало что известно. Сын художника, работы которого до нас не дошли, «отметивший» совершеннолетие соблазнением некоей Тарсии, жены моряка Франческо Кортезе и отсидевший за это полгода в тюрьме, в возрасте около 20 лет покинувший Венецию… Свое мастерство художник совершенствовал в Падуе, большую часть жизни провёл в Марке, Асколи-Пичено и в Далмации.
Мастер подписывал свои работы, указывая и на свое происхождение: «венецианец»
Мадонна с Младенцем
1480-е
, 38×23 см
Размышляя о стиле Кривелли, также упоминают Мантенья, Липпи, Виварини и Беллини, и среди отличительных признаков работ творца — синтез черт поздней готики и раннего Ренессанса, «постановочное» видение сюжетов, внимание к деталям, роскошный декор, и… любовь не только к фруктам, но и овощам. Как вам его огурцы на алтарной композиции?! К слову, Кривелли писал религиозные сюжеты, оформлял алтари, однако его, скажем так, «нестандартный» подход выделяет мастера из ряда живописцев того времени.
Благовещение со святым Эмидием в Асколи Пичено
1486, 207×147 см
… Что, как не НЛО пускает луч там, на небе? Об этом до сих пор ведутся вполне серьезные диспуты.
Впрочем, когда в 2012 году картину привозили в Эрмитаж, его директор Михаил Пиотровский прояснил ситуацию: «Идет божественный свет. Верующие знают, что был божественный свет. Время благовещения так же, как он был во время воскресения. Можно считать, что этот божественный свет идет от тарелки. Там, конечно, облака, похожие на летающую тарелку. Можно все что угодно придумать, и в этом нет ничего плохого».
Работа Карло Кривелли до и после реставрации
На выставке представлены 23 картины мастера и единственный известный к сему моменту рисунок Кривелли. Работы, в частности, привезли из Национальной Галереи Лондона, Национальной Галереи Искусств (Вашингтон), музея Метрополитен, а также из музеев Вероны и Франкфурта. Отреставрированная легендарный шедевр «Святой Георгий и дракон» из собственной коллекции музея в Бостоне — настоящий «хит» экспозиции.
Мадонна с младенцем на троне с донатором
1470, 125.3×50.7 см
Еще одно знаковое событие в рамках выставки — собранный воедино алтарь Porto San Giorgio: удалось найти и привезти 4 из 6 известных его фрагментов.
Даже суровых святых Кривелли помещал на яркий «золотой» фон, а пьедесталы — еще одна отличительная черта работ художника.
По материалам и (отчасти) иллюстрациям официального сайта выставки, которая продлится до 25 января 2016 г.