До 4 марта в лондонской галерее Howard Griffin Gallery проходила примечательная выставка — «Бестиарий». Выставленные там работы не продавались: художнику нужно было лишь временное внимание публики к своим созданиям, которым уготована незавидная участь. Увидеть обреченное на скорую погибель искусство мог любой желающий: вход — бесплатный.
Phlegm — псевдоним английского уличного художника из Шеффилда, автора выставки. В течение шести недель он вырезал из фанеры панели и элементы инсталляций, создавал фигуры из гипса, дерева и глины, которые потом раскрашивал баллончиком-спреем, и, собственно, изображал на фанере полумифических существ — все они очень детально проработаны. Труда положено немало, но то, что иные сохраняли бы для потомков как примеры безумств нового времени не без тайного умысла стать новым Херстом или Бэнкси, творец уничтожит сразу после закрытия выставки. Phlegm не верит в коммерциализацию искусства! Художник должен создавать арт-объекты ради самого процесса создания, и делать это только ради самого искусства. Отвечая на часто задаваемый вопрос, Phlegm говорит, что даже если ему предложат большие деньги за его работы, он откажется.
Выставка Phlegm’a — это современный бестиарий. Несусветные существа обитают в лабиринте внушительных инсталляций, раскрашенных художником в узнаваемой манере. Впервые все эти порождения темной стороны разума собраны в одном месте и даже классифицированы их создателем. Раньше Phlegm рисовал их на стенах домов и в заброшенных помещениях по всему миру, а также выкладывал в интернете самодельные комиксы. Теперь автор нового «Бестиария» привел своих «питомцев» и на выставку. Это его первая офицальная экспозиция в настоящей галерее, но, как отмечает куратор Ричард Говард-Гриффин, она больше похожа на музейную экспозицию. А еще — на пещеру с древними рисунками на стенах.
Название выставки наследует древнюю традицию: в период античности и средних веков бестиариями назывались иллюстрированные справочники диковинных животных, отчасти реальных, а отчасти выдуманных. Такие справочники содержали довольно тщательные описания, что не мешало им подчас быть совершенно невероятными.
Одним словом, «Бестиарий» — уникальная и в хорошем смысле одноразовая выставка: она была создана специально для того, чтобы показать посетителям галереи свой демонический потенциал, предназначенный специально для этого галерейного пространства. Но главное — после 4 марта «Бестиарий» буквально прекратил свое существование, очевидно, вернувшись туда, откуда явился, — в небытие.