Выставка известнейшего литовского художника с 16 октября открыта в Международном Культурном центре: зрители увидят около ста работ художника — картины, рисунки, гравюры и альбомы из собрания Национального Музея им. М.К.Чюрлениса в Каунасе. Очень удобно для путешественников — поклонников творчества этого удивительного «мастера гармонии».
Отправляя картины в путешествие, музей застраховал их на очень крупную сумму — 15 миллионов евро! Работы этого мастера вообще крайне редко выезжают за границу, так как большинство работ Чюрлениса написаны на бумаге. Они очень чувствительны к свету и хранятся в темных залах под высококачественным стеклом, которое защищает их от неблагоприятных внешних воздействий.
На самую большую сумму, — в один миллион евро, — застраховано одно из весьма известных произведений Чюрлениса, картина «Рекс».
Рекс
1909
Национальный Музей им. М.К.Чюрлениса в Каунасе владеет самой крупной коллекцией произведений художника. О работах, представленных на выставке, и творчестве самого автора рассказывает директор Каунасского художественного музея Освальдс Даугелис (Osvalds Daugelis) в интервью польскому изданию «Dzieje.pl»:
— Галерея им. М.К.Чюрлениса была основана в 1921 году и сегодня в нашем собрании хранится 220 работ Миколаюса Константинаса — картины, гравюры, рисунки и фотографии. Всего художник создал около 300 произведений. Некоторые из них исчезли, единичные работы находятся в частных коллекциях в Варшаве, Санкт-Петербурге и Вильнюсе. За последние годы нам удалось приобрести еще четыре работы — одна из них стала настоящим рождественским подарком. В 2008 году в канун Рождества мы купили одну картину у частного коллекционера из Голландии.
Поклонение Солнцу
1909
— На выставке зрители увидят очень важный цикл «Зима», который рассматривают как одну из первых попыток развития абстрактных тенденций в искусстве.
Из цикла "Зима" V
1907, 36×31 см
Зима ІІІ
1907, 35×30 см
Зима VI
1907, 36×31 см
— Также мы покажем циклы сонат художника — чрезвычайно интересный синтез живописи и музыки. Кроме того, мы расскажем об интересных фактах биографии художника связанных с польской культурной средой. Художника мало знают в Польше, тогда как Чюрлениса очень многое связывало с этой страной. Микалоюс Константинас и его жена София Кимантайте учились здесь: он — в Варшаве, она — в Кракове.
Зима ІІ
1907, 31×35 см
— Мы назвали выставку «Литовские рассказы», потому что Чюрленис обращался в своих работах к старым литовским сказкам и верованиям. Он умел передать тесную связь литовцев с природой и ощущения глубокого влияния архетипов на национальную культуру. Не все его понимали.
Для одних он был религиозным мистиком, для других — мастером пейзажа. В его «Сонатах» и «Рассказах» легко угадывается литовский ландшафт.
Соната звезд
1908, 73×62 см
Чюрленис Триптих «Райгардас» (I, II, III), 1907−1908, бумага, темпера
, 61,6×71,8, Музей М.К.Чюрлениса в Каунасе
Весна
1907
Чюрленис постоянно изучал народное творчество и называл его самым чистым и национальным искусством.
— Когда Микалоюс женился на Софии, то часто приезжал в Плунгяны к дяде своей жены, священнику. Именно там Чюрленюс рисовал святыни — часовни, кресты, фигуры святых.
Литовское кладбище
1909
Жертвенный алтарь
1909
— Что сам художник писал или говорил о своем творчестве?
— Чюрленис был человеком очень скромным. Его талант развивался очень быстро. Когда он начал учиться в Варшавской Школе Искусств (сейчас Академия искусства), он уже имел законченное музыкальное образование и был старше и более зрелым, чем остальные студенты. Он рисовал и одновременно сочинял музыку.
Ему принадлежат слова: «Нет границ между искусствами. Музыка объединяет поэзию, живопись и имеет свою архитектонику».
Гора
1906
— Что на ваш взгляд было важнее для Чюрлениса — музыка или живопись?
— Сочинение музыки и живописное творчество уживались в Чюрленисе в полной гармонии и создавали единое целое. Он никогда не бросал музыку из-за рисования. Музыка постоянно звучала в его голове, особенно в последние годы жизни, когда художник создал целые живописные циклы музыкальных произведений. Одной из первых серий была «Соната Солнца» (1907). Художник не только давал музыкальные названия своим работам, связь между музыкой и живописью проявляется через сходство на уровне структуры и построения пластической композиции.
Сонатные циклы состояли из нескольких частей (аллегро, анданте…) и каждая из них, как и музыкальное произведение, подчинялась своему ритму.
Финал.Соната змеи.
1908, 62×72 см
О том, как звучат произведения Чюрлениса, читайте в нашем увлекательном исследовании «Искусство слышать: живопись, которая поет».
— Работы художника условно названы по их мотивам. Сам Чюрленис не хотел навязывать ничего зрителю. Когда он учился музыке в Лейпциге, он посещал лекции психолога Вильгельма Вундта, который считал, что искусство нужно воспринимать внутренне, в противном случае картина становится обычным раскрашенным листом. Чюрленис верил, что автором произведения является не только художник, но и зритель. Мы позаботились о том, чтобы зрители воспринимали его работы без навязанных интерпретаций. Мы хотим представлять его творчество так, чтобы каждое поколение находило свое отношение к художнику.
Когда самого художника спрашивали о содержании его картин, он приходил в негодование: «…почему они не смотрят? Почему не напрягают свою душу! Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства!»
Овен. Из цикла "Знаки зодиака"
1907, 36×31 см
И художник прав — у каждого свое видение произведения. Например нам, глядя на картину «Рай», кажется, будто художник иллюстрировал свое письмо к любимой жене:
«Моя Королева Неизвестных Краев, Непроходимых Лесов, Островов Счастья. Помнишь, как мы отдыхали в Оазисе, в тени кокосовых пальм. Собиралась страшная буря. Поднимались чудовищные тучи, и полпустыни закрыли они своей тенью… Мы были спокойны, ты — улыбалась. «Знаешь, почему мы не боимся? — говорила ты, — потому что мы хоть и умрем, усталые телом, — встретимся в других краях. И как всегда — ты и я, потому что мы — Вечность и Бесконечность».
Миколаюс Чюрленис. Из письма жене.
Миколаюс Чюрленис. Из письма жене.
Рай
1909
Выставка «Литовские рассказы» в Международном культурном центре в Кракове открыта до 31 января 2016 года.
Выставка организована в честь 25-летия восстановления независимости Литвы и организована в рамках проекта «Литва в Кракове 2015».
В новости использованы материалы польского издания «Dzieje.pl» — интервью с директором Музея им. М.К.Чюрлениса в Каунасе. Главная иллюстрация — картина Чюрлениса «Сказка о замке», 1909, Музей им. М.К.Чюрлениса, Каунас
В новости использованы материалы польского издания «Dzieje.pl» — интервью с директором Музея им. М.К.Чюрлениса в Каунасе. Главная иллюстрация — картина Чюрлениса «Сказка о замке», 1909, Музей им. М.К.Чюрлениса, Каунас