Мир облетела сенсационная новость: мэр Венеции предполагает продать знаковые полотна известных мастеров из Галереи современного искусства, чтобы погасить долги города. За шедевр Климта планируют выручить 70 млн евро, а всего предполагается собрать 400 млн евро.
Знаменитая «Юдифь II» («Саломея») (1909) Густава Климта из музея Ca’Pesaro (International Gallery of Contemporary Art, Ca ‘Pesaro), как и другие полотна, которые желают продать с аукциона, «не связана напрямую с историей Венеции», по словам мэра города Луиджи Бруньяро (Luigi Brugnaro). Он-то и выдвинул, и огласил намерение властей города о своеобразном пополнении бюджета за счет музейных ценностей.
Юдифь
1909, 178×46 см
Между тем, именно мозаикам, в частности — Венеции, увиденным во время путешествия по Италии, обязан Климт формированию своего особого стиля. Об этом часто вспоминают, когда исследуют работы мастера знаменитого «золотого периода».
«Вторая Юдифь» Климта шокировала общественность своей чувственной яростью. И это — чинная еврейская вдова и смелая героиня?! Скорее, это роковая Саломея, образ которой вдохновлял и художников Обри Бердслея и Франца фон Штука! Отсюда и общепринятое двойное название картины: «Юдифь II» (Саломея).
Приводят слова из дневника Альфреда Басса, друга Климта: «Когда я увидел „Саломею“ Густава — я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его „Поцелуй“ — понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к „Юдифи“ — осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил то ненастоящей жизнью».
Приводят слова из дневника Альфреда Басса, друга Климта: «Когда я увидел „Саломею“ Густава — я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его „Поцелуй“ — понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к „Юдифи“ — осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил то ненастоящей жизнью».
Юдифь и Олоферн
1901, 84×42 см
… две «Юдифи» разделяют восемь лет. Первая, 1901 года создания, изображает Адель Блох-Бауэр. Полагают, что и вторая — та же чувственная натура. Картины «встречались» вместе — на крупной выставке несколько лет тому. Неужели одна из них теперь готовится обрести новый дом-музей… а то и частного владельца?
Что может заставить посягнуть на музейное достояние, привлекающее туристов? Несмотря на толпы праздных приезжих, ситуация в Венеции плачевна, отражая не только общее состояние экономики Италии. Так и хочется перефразировать речь народного избранника: «Каналы не чищены, дворцы в разрухе», и даже на содержание детских учреждений не хватает средств. Ничуть не смущенный реакцией арт-общественности, мэр добавил: «Венеция желает подать пример, которому должны последовать другие города».
Вообще, Бруньяро заявлял о намерении распорядиться музейными ценностями для поправки казны Венеции еще во время своей предвыборной кампании в начале этого года. С июня он на посту.
Теперь предложение оглашено, и власти страны в Риме должны рассмотреть предложение (от которого еще можно отказаться) в ближайшие дни. В случае одобрения проекта начнется процедура экспертизы и составления списка картин на продажу. Ждем даты торгов?