Какие вазы разбивать можно и даже нужно?
С 4 декабря по 16 марта в Музее Искусств Майами имени Переса проходит выставка «Согласно чему?» современного китайского художника Ай Вэйвэя. И, очевидно, все только и ждут, что художник выкинет очередной номер. Однако на этот раз Вэйвэю не пришлось делать что-то специально. Случилось вот что: некий мужчина явился в Музей Искусств Майами имени Переса (Perez Art Museum Miami) и разбил об пол вазу стоимостью 1 миллион долларов, изготовленную китайским художником Ай Вэйвэем.
Инсталляция «Велосипеды навсегда», которую можно было видеть прошлым летом в киевском Пинчук Арт Центре.
Смотрители музея вызвали полицию, которая выяснила: хулиган — не кто иной, как 51-летний местный художник Максимо Каминеро, достаточно известный в этих краях. Каминеро рассказал New York Times, что не знал о стоимости вазы и, разумеется, сожалеет, что так вышло. «Это был спонтанный протест, — объясняет он. — Я был в музее и увидел фотографии Ай Вэйвэя за вазами, на которых он разбивает древнюю китайскую вазу. И я воспринял это как провокацию художника присоединиться к его перформансу».
Каминеро также объяснил, что хотел привлечь внимание общественности к тому факту, что множество иностранных художников, как и он сам, живут здесь десятки лет, но их обходят вниманием и обделяют поддержкой местные музеи. «Мы все платим налоги, — продолжает он. — А Музей Переса потратил 200 миллионов общественных денег на свое строительство и выставил Вэйвэя на открытии, чтобы привлечь к себе внимание, при этом продолжая игнорировать местных художников».
Удивительная вещь: Ай Вэйвэй разбил вазу династии Хань — и стал самой влиятельной арт-персоной; Каминеро разбил вазу Ай Вэйвэя… и, вероятно, попадет в тюрьму.
Сам Ай Вэйвэй шел к своему успеху долго, но стал всемирно знаменитым как-то враз (большую роль для широкой популярности сыграл фильм 2012 года «Никогда не извиняйся»). Вследствие его скорее диссидентской, нежели художественной деятельности, власти родного Китая стали притеснять художника и вскоре репрессировали. За Вэйвэя вступились внушительные фигуры арт-сообщества со всего мира, а также огромное множество неравнодушных арт-ценителей.
Как художник, Ай Вэйвэй испытал на себе большое влияние поп-арта и концептуализма. Учитывая «контекст» своей страны, он часто обращается к политическим темам, нередко критикуя власти. Вообще, само имя Ай Вэйвэй — это уже синоним провокации. Художник сделал себе имя в Китае (до этого он долго жил в США), «перерабатывая» драгоценные китайские артефакты: собственно, в рамках одного из перформансов он нарочно уронил урну династии Хань на землю (она, конечно, разбилась). На другой древней вазе он нарисовал логотип Coca-Cola. Можно размышлять о художественной ценности таких действий, однако нельзя отрицать резонанс: в 2011 году журнал ArtReview поставил Ай Вэйвэя на первое место в списке «Сто самых влиятельных персон в арт-мире».
«Цветные вазы», Ай Вэйвэй, 2006−2012
Часть инсталляции, включающая фотографии с Ай Вэйвэем, разбивающим вазы.
Однако вернемся к незадачливому Каминеро: «Я поднял вазу и дал ей разбиться об пол, так же, как Вэйвэй сделал на своей фотографии. Затем я мирно дожидался полиции и не сопротивлялся наказанию. Но я действительно не знал о стоимости вазы. Я очень уважаю Ай Вэйвэя и всегда поддерживал его акции, когда китайское правительство подвергало его унижениям». За совершенное преступление Максимо Каминеро грозит до 5 лет лишения свободы.