В киевском Русском музее — еще одна знаковая для украинской столицы выставка отечественной живописи 1970-х. Стоит успеть приобрести новый «Опыт созерцания» — именно так называется ретроспективная выставка работ Владислава Мамсикова по итогам 50 лет творчества.
Куратором «Опыта созерцания» — ретроспективы по итогам 50 лет творчества одного из ведущих отечественных художников-«семидесятников» Владислава Мамсикова, — стал Евгений Березницкий. Он был, в частности, куратором «Тихого протеста семидесятых» — нашумевшего обзорного проекта по 1970-м, который экспонировался в 2013 г. в Национальном художественном музее.
А галеристы Евгений и Людмила Березницкие — наиболее известные на сегодня украинские коллекционеры «соцреалистической», и работы Мамсикова-старшего (Максим Владиславович Мамсиков-мл. — ведущий автор украинской «новой волны») лежат в основе их знаменитой коллекции.
Феноменально редкий случай для последних лет: добротный каталог работ Владислава Мамсикова творчества на открытии выставки вручали в качестве подарка всем посетителям, причем делал это сам художник. Автограф-сессия потребовала усилий: из желающих заполучить «роспись» мэтра выстроилась длинная очередь. Весьма довольный вызванным ажиотажем, художник в шутку жаловался, что, мол, «болит рука» от количества подписей на книгах.
Владислав Мамсиков (род. В 1940 г. в Омске) — несомненный «живой классик» украинского изобразительного искусства. Известен он как один из «застрельщиков» в Украине течения, названного еще советскими критиками «суровым стилем». «Ранний — героический — «суровый стиль» принципиально противопоставлен созданному сталинским искусством (и завершающим его искусством «оттепели») миру счастливой беззаботности, силы и красоты как системе осознанной и целенаправленной «лжи». Поэтому первым возникает именно культ «суровой» — то есть лишенной всяких иллюзий, бескомпромиссной и беспощадной — «правды» о человеке, истории и даже природе (пустынная и мрачная природа «сурового стиля» не имеет ничего общего с солнечной идиллией середины 50х).
«…Никаких чудес — только работа," - так характеризуют «суровое» искусство современные искусствоведы.
«Владислава Мамсикова я знаю лет 20. Помню, году так в 1996-ом я арендовала первую галерею на Подоле. Это было начало и денег не хватало. Частью арендной платы были картины на тему Подола. Мамсиков жил на Подоле и писал свои любимые подольский места. А потом продавал их мне. Ну и всякий раз приглашал в свою студию. И хотя у него, безусловно, были очень хорошие вещи, иначе я бы их не брала, почему-то почти два года не могла собраться. А потом уговорил, я посмотрела, оказалось, что он настоящий семидесятник, с большой коллекцией работ разных периодов и перспективными идеями. Тогда сразу купила 100 этюдов. А потом уже были выставки. С первой же выставки его работы приобрели почти все коллекционеры, которые со мной работали. Потом появилась статья в Ньюйорк-таймс о нем — в том году проходил экономический форум и журналисты знакомились в том числе и с культурной ситуацией в Украине. Так все начиналось…» — вспоминает Людмила Березницкая.
Бригадир, 1974 год
Строительство АЭС, 1974
«Жизнь не настолько привлекательна. В ней много грязи, которая не могла меня оставить равнодушным. Я пытался избежать показухи. Люди, которые работают, могут быть разными — добрыми или злыми, порядочными или нет. Но они делают дело, и очень часто в ужасных, нечеловеческих условиях. Эмоциональные наблюдения — это главное, что меня интересовало в теме труда», — в разных интервью за разные годы не устает повторять сам г-н Мамсиков.
Гость, 1969 — 2011. Из коллекции Людмилы Березницкой.
Уже в 1970-е Мамсиков пришел к «метафизической» живописи (г-жа Березницкая предлагает считать все стилистические поиски художника единым, как она называет, «элегантным» стилем).
Безошибочно узнаваемой «фишкой» его работ остается специфический свет, как и ощущение некой сконструированности, искусственности, даже «нейлоновости» Вселенной, которая стоит за мамсиковской живописью. Даже за знаменитыми «непарадными» портретами.
Выходящая из воды, 2010
Сами организаторы «персоналки» подчеркивают, что проект «Опыт созерцания» стал очередным этапом исследования альтернативного искусства в СССР: «Главное, что делает эту выставку важным событием… — это возможность на ее примере увидеть специфику альтернативного искусства 60 — 80-х годов, до сих пор не получившего научного определения, подчеркнуть трансформации, произошедшие с художником нонконформистского толка в период „перестройки“ и даже после нее», — пишет в статье, посвященной творчеству Владислава Мамсикова, Людмила Березницкая.
Утро II, 2009 год.
В наши дни выставок, а тем более персональных, у живописца, живущего в своем доме под Киевом, в Ирпене (куда он вернулся после довольно продолжительного пребывания в США в 1990-х), не очень много. Это, конечно, обидно: Мамсиков по-прежнему — в завидной творческой форме. Говорят даже о новом, «светлом и жизнерадостном», периоде в его творчестве с 2000-ных. Что ж, тем значительнее нынешняя презентация работ художника.
Выставка работает до 6 октября 2015 г.