5 февраля в Лондонской Dulwich Picture Gallery открылась выставка работ Дэвида Хокни (David Hockney), приуроченная к 60-летнему юбилею со дня первого принта художника. «Хокни, принтмейкер» — не только печатник. За это время он стал значительной фигурой в поп-арте и одним из наиболее влиятельных британских художников. Кроме того, он гравер, сценограф и фотограф, а его «визитная карточка» — картины… с бассейнами!
Королева подождет!
Арт-обозреватели называют Дэвида Хокни «величайший из ныне живущих художников, с тех пор как этот мир покинул Френсис Бэкон несколько лет тому». Имя Дэвида Хокни связано со множеством скандалов и просто громких событий: открытая и активно провозглашаемая гомосексуальность (это в шестидесятые!); смерть его ассистента от передозировки наркотиков; так называемый тезис Хокни-Фалько о влиянии оптических приборов (таких, как камера-обскура, камера-люцида, изогнутые зеркала) на реалистическую технику изображения в классическом европейском искусстве; рисунки, выполненные на Ipad и Iphone (кстати, тоже представленных на выставке), когда они только-только появились в штатах; отказ Ее Величеству Королеве сделать королевский портрет — это лишь некоторые причуды и «подвиги» Хокни.
Человек в душе в Беверли-Хиллз
1964, 167×167 см
Нынешняя выставка выделяется тем, что это первая из экспозиций Хокни, посвященная именно принтам, в которых он и «величайший мастер», и новатор. Что ж, совершаем экскурс, начиная с 1954 года и до видов дождя, окна и студии трехлетней давности. Ну, а в промежутке 1954 — 2011 не обойдется без печатного эпатажа и вызова чопорной публике.
Тем не менее, не будем забывать, почему Хокни все-таки важен. Главная ассоциация, которую его творчество вызывает у ценителей — сразу возникающие в памяти яркие и ясные картины, изображающие бассейны в Калифорнии. Это воистину визитная карточка современного творца, и не просто виды бассейнов. Атмосфера беззаботности и, однако же, беспомощности и беззащитности человека перед миром — обманчивым и нарочито искусственным, — вот, чем проникнуты работы Дэвида Хокни.
На протяжении всей своей карьеры Хокни чередовал гравировку и литографию, обращая внимание своих почитателей на то, что это полноценная альтернатива его картинам, а не дополнение к ним. Вообще эти техники художник открыл для себя, когда работал помощником в Королевском Колледже Искусств и попросту не мог себе позволить холсты и краски. Позже Хокни начал нарочно экспериментировать и изобретать в «печатном» жанре.
Литография «Отель Акатлан: две недели спустя» была сделана под впечатлением путешествия в Мексику в середине 80-х. Она изготовлена при помощи специально разработанных пластиковых листов фирмы Mylar (и это еще одна инновация), благодаря прозрачности которых их можно было накладывать в несколько слоев.
Это позволило Хокни убрать ограничения в цветовой гамме, а также во время работы видеть всю картину целиком — очень важные инновации. Также и перспектива в этой работе необычна: Хокни не любит «зафиксированность» перспективы Ренессанса, так что он добивается некоего «3D-эффекта».
В общем, Хокни — личность нестандартная. И что бы вы ни думали о Хокни как художнике или как человеке — выставка, которая проходит до 11 мая, достойна посещения. Доказательство этому — длинные очереди уже на полпути к галерее. Старый плут снова сумел завладеть всеобщим вниманием!
В общем, Хокни — личность нестандартная. И что бы вы ни думали о Хокни как художнике или как человеке — выставка, которая проходит до 11 мая, достойна посещения. Доказательство этому — длинные очереди уже на полпути к галерее. Старый плут снова сумел завладеть всеобщим вниманием!
Юлия Власкина