Всё более тёмным становится таинственное прошлое одного из шедевров Джона Констебла «Подведение лодки к берегу. Брайтон». В судьбе картины, вроде бы подлежащей реституции, появились новые персонажи. Теперь в этом детективе помимо владельца-аристократа и нацистов фигурируют изворотливая арт-дилер чёрного рынка, чиновник и загадочный документ.
![Тейт vs. эксперты: кому достанется шедевр Констебла? Тейт vs. эксперты: кому достанется шедевр Констебла?](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/826/292707.jpg)
В истории, которая продолжается без малого три четверти века, пытается разобраться британская Консультативная комиссия по мародёрству и галерея Тейт, где находится пейзаж
.
Подведение лодки к берегу. Брайтон
1824, 26.1×30.4 см
![Считается, что полотно, которое ныне оценивается более чем в миллион фунтов стерлингов, было одним и Считается, что полотно, которое ныне оценивается более чем в миллион фунтов стерлингов, было одним и](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/065/292708.jpg)
Считается, что полотно, которое ныне оценивается более чем в миллион фунтов стерлингов, было одним из первых написанных Констеблем во время его поездок на южное побережье. Владельцем небольшой работы размером 25 на 30 см, созданной в 1824 году, являлся венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани (Ferenc Hatvany).
Слева: Джон Констебл, портрет кисти Ремси Ричарда Рейнагла
Официальный реестр, составленный правительством Венгрии между 1946-м и 1948 годами, относит картину к сокровищам, изъятым нацистами после вторжения в страну в 1944 году. В 2014 году нынешний собственник шедевра — лондонская галерея Тейт — согласилась последовать рекомендации экспертного совета по реституции и вернуть его наследникам аристократа. Однако…
![Ференц Хатвани с двумя дочерьми в 1932 году. Фото via kieselbach. hu Ференц Хатвани с двумя дочерьми в 1932 году. Фото via kieselbach. hu](https://artchive.ru/res/media/img/oy800/article/f3c/292709.jpg)
Ференц Хатвани с двумя дочерьми в 1932 году. Фото via kieselbach. hu
Недавно музей изобразительных искусств в Будапеште раскопал в своих архивах документ, который даёт позволение вывезти «Подведение лодки к берегу. Брайтон» в Цюрих. Бумага датирована… 1946 годом, то есть была выдана после окончания Второй мировой войны. Следователи заподозрили, что Хатвани получил обратно изъятую картину, а затем продал её или экспортировал. Если это так, то требование наследников барона считать шедевр незаконной добычей нацистов ставится под сомнение, а Тейт может быть признана легальным владельцем.
![Этот документ, как надеются в Тейт, должен подтвердить, что картина Джона Констебла попала в Великоб Этот документ, как надеются в Тейт, должен подтвердить, что картина Джона Констебла попала в Великоб](https://artchive.ru/res/media/img/orig/article/ee3/292710.jpg)
Этот документ, как надеются в Тейт, должен подтвердить, что картина Джона Констебла попала в Великобританию законно. Фото: dailymail.co.uk
Впрочем, рассмотрев все варианты, эксперты пришли к выводу, что картина к Хатвани не вернулась. Лицензию же получили люди, которые либо не знали о провенансе полотна, либо пытались скрыть тот факт, что оно принадлежало барону.
Тут на сцену выходит ещё одна героиня истории — Карола Фабри (Karola Fabri). Именно на её имя был выписан найденный документ. Но эта женщина — загадка, о которой известно немногое. Следствию удалось установить, она была арт-дилером в послевоенной Венгрии и подельником некоего «дяди Шаца», работавшего на чёрном рынке. Именно ей 17 декабря 1946 года власти Венгрии выписали лицензию на экспорт картины Джона Констебла. Но не так всё просто!
![На скане документа видно, что имя Фабри, отпечатанное на машинке, вычеркнуто, а поверх от руки вписа На скане документа видно, что имя Фабри, отпечатанное на машинке, вычеркнуто, а поверх от руки вписа](https://artchive.ru/res/media/img/oy400/article/c6c/292711.jpg)
На скане документа видно, что имя Фабри, отпечатанное на машинке, вычеркнуто, а поверх от руки вписано другое — барона Ивана III фон Вимпффена цу Мольберга (Ivan III von Wimpffen Zu Mollberg).
Этот человек был венгерским аристократом, который в 1946 году работал в министерстве образования и религии. Возможно, некто сделал попытку оформить поддельное право собственности путём получения разрешения на экспорт картины, назвав её «Рыболовной лодкой».
Так что правительственные эксперты остались при своём мнении: шедевр одного из самых почитаемых в Великобритании художников должен вернуться в семью Хатвани. У них нет сомнений, что полотно относится к сокровищам, награбленным нацистами, а имя Каролы Фабри не заслуживает доверия.
События вокруг картины Джона Констебла вновь привлекли внимание публики к фильму «Женщина в золотом» — истории Марии Альтман, отсудившей у австрийского правительства пять плотен Густава Климта, включая «Портрет
Адели Блох-Бауэр І", также известный как «Золотая Адель».
Однако теперь галерея Тейт решила побороться за шедевр, который находится на Туманном Альбионе с 1962 года и сменил нескольких владельцев прежде, чем последний собственник пожертвовал его музею в 1980-х. В заявлении Тейт сказано, что рекомендации консультативной группы будут рассмотрены на заседании попечительского совета галереи. Этот орган должен собраться в конце нынешнего месяца.
Где картина окажется в конечном итоге — ещё одна загадка в её истории. Пока же «Подведение лодки к берегу. Брайтон» снята с экспозиции и отправлена в хранилище.
По материалам theguardian.com и artlawreport.com