Всё более тёмным становится таинственное прошлое одного из шедевров Джона Констебла «Подведение лодки к берегу. Брайтон». В судьбе картины, вроде бы подлежащей реституции, появились новые персонажи. Теперь в этом детективе помимо владельца-аристократа и нацистов фигурируют изворотливая арт-дилер чёрного рынка, чиновник и загадочный документ.
В истории, которая продолжается без малого три четверти века, пытается разобраться британская Консультативная комиссия по мародёрству и галерея Тейт, где находится пейзаж
.
Подведение лодки к берегу. Брайтон
1824, 26.1×30.4 см
Считается, что полотно, которое ныне оценивается более чем в миллион фунтов стерлингов, было одним из первых написанных Констеблем во время его поездок на южное побережье. Владельцем небольшой работы размером 25 на 30 см, созданной в 1824 году, являлся венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани (Ferenc Hatvany).
Слева: Джон Констебл, портрет кисти Ремси Ричарда Рейнагла
Официальный реестр, составленный правительством Венгрии между 1946-м и 1948 годами, относит картину к сокровищам, изъятым нацистами после вторжения в страну в 1944 году. В 2014 году нынешний собственник шедевра — лондонская галерея Тейт — согласилась последовать рекомендации экспертного совета по реституции и вернуть его наследникам аристократа. Однако…
Ференц Хатвани с двумя дочерьми в 1932 году. Фото via kieselbach. hu
Недавно музей изобразительных искусств в Будапеште раскопал в своих архивах документ, который даёт позволение вывезти «Подведение лодки к берегу. Брайтон» в Цюрих. Бумага датирована… 1946 годом, то есть была выдана после окончания Второй мировой войны. Следователи заподозрили, что Хатвани получил обратно изъятую картину, а затем продал её или экспортировал. Если это так, то требование наследников барона считать шедевр незаконной добычей нацистов ставится под сомнение, а Тейт может быть признана легальным владельцем.
Этот документ, как надеются в Тейт, должен подтвердить, что картина Джона Констебла попала в Великобританию законно. Фото: dailymail.co.uk
Впрочем, рассмотрев все варианты, эксперты пришли к выводу, что картина к Хатвани не вернулась. Лицензию же получили люди, которые либо не знали о провенансе полотна, либо пытались скрыть тот факт, что оно принадлежало барону.
Тут на сцену выходит ещё одна героиня истории — Карола Фабри (Karola Fabri). Именно на её имя был выписан найденный документ. Но эта женщина — загадка, о которой известно немногое. Следствию удалось установить, она была арт-дилером в послевоенной Венгрии и подельником некоего «дяди Шаца», работавшего на чёрном рынке. Именно ей 17 декабря 1946 года власти Венгрии выписали лицензию на экспорт картины Джона Констебла. Но не так всё просто!
На скане документа видно, что имя Фабри, отпечатанное на машинке, вычеркнуто, а поверх от руки вписано другое — барона Ивана III фон Вимпффена цу Мольберга (Ivan III von Wimpffen Zu Mollberg).
Этот человек был венгерским аристократом, который в 1946 году работал в министерстве образования и религии. Возможно, некто сделал попытку оформить поддельное право собственности путём получения разрешения на экспорт картины, назвав её «Рыболовной лодкой».
Так что правительственные эксперты остались при своём мнении: шедевр одного из самых почитаемых в Великобритании художников должен вернуться в семью Хатвани. У них нет сомнений, что полотно относится к сокровищам, награбленным нацистами, а имя Каролы Фабри не заслуживает доверия.
События вокруг картины Джона Констебла вновь привлекли внимание публики к фильму «Женщина в золотом» — истории Марии Альтман, отсудившей у австрийского правительства пять плотен Густава Климта, включая «Портрет
Адели Блох-Бауэр І", также известный как «Золотая Адель».
Однако теперь галерея Тейт решила побороться за шедевр, который находится на Туманном Альбионе с 1962 года и сменил нескольких владельцев прежде, чем последний собственник пожертвовал его музею в 1980-х. В заявлении Тейт сказано, что рекомендации консультативной группы будут рассмотрены на заседании попечительского совета галереи. Этот орган должен собраться в конце нынешнего месяца.
Где картина окажется в конечном итоге — ещё одна загадка в её истории. Пока же «Подведение лодки к берегу. Брайтон» снята с экспозиции и отправлена в хранилище.
По материалам theguardian.com и artlawreport.com